Российские СМИ прошлись по Пашиняну и «сволочи» Гарегину Нжде
Президент Ильхам Алиев, использовав саммит СНГ как площадку для жесткой критики государственной политики Армении по героизации пособников фашистов, превратил вопрос Нжде в проблему российско-армянских отношений.
В последние дни в российском медийном пространстве один за другим публикуются критические материалы в адрес форпоста, в котором тот предстает в весьма неприглядном свете.
К примеру, «Аргументы недели» в статье «Гарегин Нжде как яблоко раздора» напоминают о том, как депутат Армавирской городской думы Алексей Виноградов закрасил черной краской мемориальную доску Гарегину Нжде. «Установка памятников тем, кто замарался в сотрудничестве с Третьим рейхом, является оскорблением народа, воевавшего с немецко-фашистскими захватчиками. Если Гарегин Нжде герой, то кто тогда те, кто устанавливает ему памятные доски?» - цитирует издание депутата Виноградова.
Кроме того, напоминают «Аргументы недели», ранее с аналогичной позицией выступал глава комитета Госдумы России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, который заявил: «Для меня памятная табличка в честь Гарегина Нжде – это как красная тряпка. Пока ее не ликвидирую, я не успокоюсь».
Издание напоминает, что сведения о том, что во время Великой Отечественной войны Гарегин Нжде добровольно и сознательно начал сотрудничество с режимом Гитлера в его войне против СССР, были давно опубликованы в Ереване и никогда еще не подвергались сомнению официальными властями Армении.
Также приводится выдержка из протокола допроса Нжде 12 октября 1944 года: «В заключение я спросил: чем мы, армяне, можем помочь Германии в этой войне. Я предложил… открыть в Берлине школу для армян, выпускников которой мы и выделим с тем, чтобы немцы их подготовили и использовали по своему усмотрению».
Другое популярное российское издание - «Новые известия» - задаются вопросом: «Будут ли и в России памятники Гарегину Нжде?» Автор материала отмечает, что в последнее время отношения России с Арменией омрачаются принципиальным идеологическим спором: как относиться к личности «национального героя Армении» Гарегину Нжде, причем вопрос становится актуальным с приближением 75-летия Великой Победы.
«Для тех, кто не знает, кто такой Нжде, или Гарегин Егишевич Тер-Арутюнян (1886 - 1955), отошлем к весьма подробной статье в Википедии. Скажем лишь, что бурной биографии военного и государственного деятеля факт сотрудничества с немецкими фашистами не вызывает сомнений. Осужденный к высшей мере послевоенного сталинского правосудия (то есть на 25 лет лагерей в виду отсутствия тогда смертной казни), Тер-Арутюнян не был реабилитирован ни советской, ни нынешней российской юстицией, поскольку "пособники фашистов" у нас не считается "жертвами массовых репрессий". Проще говоря, в России фигура Нжде прочно стоит в одном ряду с генералом Власовым, Бандерой, Шушкевичем...» - пишет издание.
«Новые известия» отмечают, что в палитре общественных сил Армении есть и весьма влиятельные крайние националисты - последователи и поклонники Нжде, благодаря усилиям которых, останки «героя» были перезахоронены на родине, а в Ереване открыт помпезный памятник в полный рост, в честь Нжде выпущена золотая монета.
«Понятно, что на реабилитацию и возвеличивание Нжде в течение последних 30 лет российские власти смотрели с молчаливым осуждением. Но выносить эту тему в сферу публичных дискуссий считалось делом рискованным, - дружба с Арменией была дороже. Однако ситуация изменилась семь лет назад, когда культ Нжде перешел границы Армении», - продолжает издание, напоминая об установке в Армавире мемориальной доски Нжде.
«Тему героизации нацистских преступников и их пособников поднял в ходе заседания Совета глав государств СНГ в Ашхабаде президент Азербайджана Ильхам Алиев, указав на то, что в центре Еревана установлен памятник пособнику нацистов Гарегину Тер-Арутюняну (Нжде). Армянский премьер Никол Пашинян мог и не отреагировать, ведь памятник поставили предыдущие власти Армении, но он назвал Гарегина Нжде «выдающимся деятелем и борцом против турецкой оккупации Армении». Вопрос о том, причем тут «турецкая оккупация», если речь идет о Великой Отечественной войне, в которой погибли около 200 тысяч армян, остался без ответа», - подчеркивает издание.
Еще раньше на тему полемики на саммите глав государств СНГ в Ашхабаде высказался и российский «Коммерсантъ», отметив, что премьер-министр Армении, который ответил на выступление Президента Азербайджана Ильхама Алиева, попал в нелепое положение.
Газета, комментируя «глупый ответ» Пашиняна на заявление Президента Азербайджана Ильхама Алиева об установлении в Ереване памятника Нжде, пишет: «Пашинян от избытка чувств вдруг бросился в защиту Нжде, и вряд ли ему следовало это делать. Бессмысленно спорить с тем, что этот человек действительно сотрудничал с нацистской Германией. Ильхам Алиев получил даже больше, чем, возможно, ожидал. Защищая Гарегина Нжде на глазах у тех, кто сидел сейчас с премьер-министром Армении за одним столом и говорил о том, как лучше отметить 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Никол Пашинян выглядел, мягко говоря, не лучшим образом».
Издание «EADaily» пишет, что последние события в российско-армянских отношениях демонстрируют кризис культурной идентичности в расходящихся трактовках общего исторического прошлого. Далее оно напоминает о встрече Никола Пашиняна с российскими журналистами, когда в ответ на предложение редактора ИА «Новороссия» Станислава Смагина о создании совместной российско-армянской комиссии по изучению фигуры Гарегина Нжде, армянский премьер сказал, что это не имеет смысла, заявив, что для Армении «Нжде –национальный герой, такой же как Баграмян, с которым он бок о бок в 1918 году сражался против турок».
«Сейчас очень много говорят, что Гарегин Нжде имел какое-то общение с Третьим рейхом. А что, Вячеслав Молотов тоже имел общение с представителями Третьего рейха? Давайте создадим совместную комиссию и изучим, что там произошло. Кто-то в России обсуждал этих деятелей, что ли? Если начинать, так давайте с Молотова начинать. Что он творил? Зачем? О чем договорился? Если хотите поставить знак равенства между теми, кто общался с нацистами, давайте. Давайте начнем с Молотова», - сказал Пашинян.
Издание подчеркивает, что содержательно ответ Пашиняна был явно неудачен: «Ведь проблема не в «общении» Нжде или наркома Молотова с Третьим рейхом, а в том, что Нжде служил гитлеровской Германии, а советский нарком с нею боролся. Что касается прочего. Важно ли, что Баграмян и Нжде сражались вместе против турок, если спустя четверть века Нжде «сражался» вместе с гитлеровцами против Баграмяна?»
Читайте по теме:
Молотов, Баграмян и Нжде: Пашинян предлагает новое видение истории Второй мировой
Возмущение в российских СМИ в связи с героизацией в Армении нацистского прихвостня переместилось и в соцсети. Известные общественные деятели, политологи, блогеры на своих страницах уделяют этой теме повышенное внимание.
Российский политолог Виталий Арьков написал, например, что «за полгода до Великой Победы на саммите государств-наследников СССР публично оправдывать сотрудничавшего с гитлеровцами Гарегина Нжде - это, конечно, большая дипломатическая ошибка премьера Никола Пашиняна».
Блогер Лена Миро «Фашист-герой?» пишет, что Нжде активно подогревал националистические настроения в Армении, основал даже экстремистское движение, а потом лёг под Гитлера.
«В общем, кому интересно, почитайте про эту сволочь […] А теперь, внимание! Президент Азербайджана Ильхам Алиев на саммите СНГ поднял вопрос о героизации Гарегина Нжде. Если кто вдруг не знает, за неимением лучшего, в Армении Гарегин Нжде признан чуть ли не национальным героем. Видимо, других не было - взяли и установили пособнику фашистов в центре Еревана памятник. […] Причём, прошу заметить, «героизируют» предателя на самом высоком уровне - президент страны открывает памятник, а премьер на саммите СНГ обиженно вопит на президента Азербайджана за то, что тот рассказал о ситуации в соседней стране!
Да ладно, понятно, что Азербайджан и Армения как бы не в очень добрососедских отношениях. Но по факту ведь Алиев совершенно прав, обратив внимание глав стран СНГ на героизацию в Армении пособника СС.
Естественно, адекватные люди типа главы комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонида Калашникова заняли правильную позицию и спросили, что вообще творится. Возмущаются нормальные люди и в самой Армении, где большинство помнит фашистскую сволочь Гарегина Нжде.
Что интересно, после слов Алиева стали известны и сепаратистские настроения армян на юге России.
Зачем - я не понимаю, зачем - армянские власти делают героем такого человека. Неужели, мало армян погобло в борьбе с фашизмом? Разве они, наравне с русскими, азербайджанцами и другими не защищали мир от Гитлера?
А вы возмущаетесь маршами пенсионеров СС в Прибалтике. У нас тут под носом, в союзной Армении - не лучше.
Нравится?»
А известному российскому историку-кавказоведу Олегу Кузнецову удалось, исследовав рассекреченные материалы Центрального архива ФСБ Российской Федерации, с которых был снят гриф «Секретно», вынести преступления Нжде на суд общественности.
«Не очень умным, но очень инициативным армянским пропагандистам в связи с этим хочется сказать только одно: «Господа, остановитесь! Иначе вы будете вынуждены новой ложью опровергать свою прежнюю ложь. Именно так начинается путь в шизофрению», - подчеркнул Олег Кузнецов.
Читайте по теме:
ФСБ сняла гриф «Секретно» с папки «Нжде»
Героизация в Армении фашистского палача и коллаборациониста Нжде переполнила чашу терпения и официальной Москвы. В свое время официальный представитель МИД России Мария Захарова, заявив, что все прекрасно знают позицию России к проявлениям любых форм возрождения, героизации фашизма, неонацизма, нацизма, выразила удивление по поводу установки в Ереване памятника Нжде.
Читайте по теме:
Нацистский ублюдок Гарегин Нжде, Серж Саргсян и армянский шовинизм — это единое целое…
А после усердных попыток нынешнего премьера Армении обелить Нжде посол России в Ереване Сергей Копыркин выступил с достаточно ясным заявлением.
«Это [вопрос Гарегина Нжде] имеет отношение к нашей общей истории, к истории России и Армении, истории Второй мировой войны, - сказал он армянским журналистам. - Безусловно, эти вопросы достаточно деликатные. В том числе с учетом международного контекста, политического контекста, когда мы видим попытки переписывать историю, и в общем-то, переквалифицировать то, что тогда происходило».
1news.az