Демур Гиорхелидзе: «Азербайджану сейчас неплохо бы диверсифицировать поставки своих ресурсов в Европу»
Эксклюзивное интервью 1news.az с грузинским экономическим экспертом Демуром Гиорхелидзе
- В Анкаре Турция и четыре страны ЕС – Болгария, Румыния, Венгрия и Австрия подписали соглашение по проекту «Набукко». Как вы думаете, можно сказать, что проект уже состоялся?
-Видимо, можно говорить уже о том, что политическое решение вроде бы принято. Хотя пока неизвестно, как технически может быть заполнена эта труба. То есть, кто будет поставлять газ.
- Ну почему? Кроме Азербайджана ведь в минувшую пятницу и президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов на это дал положительный ответ.
-Это новое сообщение, которое стало известно буквально на днях. Это очень важное заявление и как будут развиваться события, покажет время. Я все-таки думаю, что проект рассчитан на более глобальные масштабы, ибо рано или поздно, после урегулирования политических вопросов с Ираном, видимо, и Иран тоже будет одним из основных поставщиков Европы. Сам проект «Набукко» не может удовлетворять Европу. Это все-таки одна труба, но сам принцип снабжения Европы энергоносителями в обход России имеет более глубокий контекст.
- Понятно, что Россия этот проект не раз критиковала как нереалистичный, но подписанием соглашения в Анкаре, можно уже сказать, что «Набукко» - быть?
- Мы знаем, что Россия этот проект не считает целесообразным и она акценты делает на альтернативный проект «Южный поток». Я не считаю, что этот проект несерьезный или он не может быть осуществлен. Сейчас реальность такова, что все те страны, которые будут принимать участие в этом проекте, и особенно страны Южного Кавказа, были стабильными, чтобы он осуществился в таком режиме, когда внутренние политические вопросы будут урегулированы. Пока думаю, что вопросы не совсем сняты с повестки дня, ибо Южный Кавказ все-таки очень сложный регион. Тут межгосударственные вопросы внутренней политики не решены. А также пока не уточнены все необходимые детали, которые будут подниматься при реализации такого масштабного проекта, но решение уже принято. Это не только для Азербайджана, это и для Грузии очень хорошо. Да и для других тоже неплохо. Сейчас главное - как сбалансируются отношения Европы и России и США. Здесь придется принимать и какие-то политические решения, но надо ждать, что если европейцы примут сбалансированное и очень четкое решение, то они этот проект могут реализовать. Хотя проблемы будут.
- То, что труба будет заполняться азербайджанским газом, это не будет влиять отрицательно на азербайджано-российские отношения?
- Я сказал, что проблемы в реализации этого проекта будут. Эти проблемы будут сопутствующими или через определенное время станут основными при реализации этого проекта, покажет время. У Азербайджана сейчас неплохое положение, но стремление диверсифицировать поставки своих ресурсов в Европу, конечно, желательно. Как поведет себя Россия в этом отношении, пока из их комментариев не видно. Я надеюсь, что все будет хорошо.
-Президент Грузии Михаил Саакашвили приветствовал подписание соглашения. Что Грузия как транзитная страна может получить от реализации «Набукко» и может ли этот проект объединить Южный Кавказ?
- Я не думаю, что он может объединить Южный Кавказ. Это, конечно, было бы хорошо и означало бы связать их как экономически, так и политически. Для Южного Кавказа это идеальный вариант развития событий, но пока вряд ли можем на это рассчитывать. Что касается взаимоотношений Грузии и Азербайджана, конечно, они неплохие. Последние годы азербайджанский бизнес и деловые структуры постепенно начинают осваивать Грузию. С одной стороны, это хорошо. Хотя на личностном уровне, т.е. частных экономических субъектов, пока отношения не очень тесны. Отношения пока идут все-таки на государственном уровне.
Что касается «Набукко», который планируется реализовать при участии Грузии, он крайне важен для страны как с политической, так и с социально-экономической точек зрения. Как известно, президент Грузии Михаил Саакашвили подписание проекта оценил положительно. «Набукко», конечно, снизит энергетическую зависимость Европы от России, и это не прямо, но все же отразится на Грузии. С реализацией проекта безопасность Грузии станет для Европы еще более важной, причем не только по гуманитарным, но и по энергетическим соображениям.
Помимо прочего, реализация проекта даст Грузии ощутимый финансовый и социальный эффект.
Фридон Дочия, собкор 1news.az в Грузии