Георгий Хаиндрава: «Претензии армян к грузинской стороне становятся все более явными»
Эксклюзивное интервью 1news.az с одним из лидеров оппозиции Грузии, бывшим министром по урегулированию конфликтов Георгием Хаиндрава
- Вчера состоялось голосование в Генеральной ассамблее ООН о положении беженцев из Абхазии и Южной Осетии. Почему, на ваш взгляд, Армения проголосовала против принятия этого документа?
- Армения проголосовала против, потому что является партнером России и влияние Москвы на политику Армении очень сильное. И естественно, что она поддержала своего стратегического партнера.
- Это может повлиять на грузино-армянские отношения?
- Напрямую нет, но для нас очень важно, как наши ближайшие соседи реагируют на грузинские проблемы. Самая большая мировая проблема - это проблема справедливости, когда грузинская сторона ставит вопрос о возвращении беженцев в собственные дома. Этот вопрос гуманитарный, а не политический, поэтому его должны поддерживать все, кто считает справедливость аргументом. А для кого политика важнее гуманитарных вопросов, те будут голосовать так, как проголосовала Армения.
- Армяне поднимают статус армянского языка и требуют, чтобы армянскому языку в Грузии был дан статус регионального…
- Это все вызвано сильным армянским влиянием на грузинское руководство. Претензии армян к грузинской стороне становятся все более явными.
Претензии армянской стороны начинают расти. Что значит заявление президента Армении, что армянский язык должен быть региональным? А почему не азербайджанский, не греческий, не еврейский, ведь имеется древняя и серьезная еврейская диаспора? В общем, все взаимосвязано.
- В случае открытия армяно-турецкой границы может ли проект «Набукко» пройти через территорию Армении?
- Не думаю, что это разумное решение. Турецкой стороне нужно думать о своих партнерах, о своих друзьях. Участники проектов мирового значения, которые проходят через наш регион, через Кавказ, должны подумать, что территория, по которой эти проекты будут распространяться, должна быть гарантирована от политического влияния.
- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на Южном Кавказе?
- Ситуация сложная не столько на Южном Кавказе, сколько на Северном Кавказе. Сегодня как никогда нужна сплоченность кавказских народов и единое видение своего будущего. Потому что Кавказ - это единая семья. И любое постороннее вмешательство должно быть расценено как совместная опасность.
- Можно ли сказать, что сейчас новая администрация США теряет свое влияние на Южном Кавказе?
- На Южном Кавказе влияние потеряла команда Буша и потеряла катастрофически. Пример тому можно видеть на Грузии, когда нас подтолкнули к войне с Россией и оставили один на один с ней. Что касается команды Обамы, то они сейчас стараются вернуть свое влияние.
Э.Рустамов