Зардушт Ализаде: «Армяне играют роль исполнителя чужой воли» - ИНТЕРВЬЮ
Интервью 1news.az с политологом Зардуштом Ализаде
- Последние несколько месяцев отмечены активизацией Турции на международной арене, в том числе в процессах, происходящих в нашем регионе. Осенью прошлого года в Цюрихе были подписаны протоколы по нормализации турецко-армянских отношений. Однако, как известно, не все идет гладко между Анкарой и Ереваном в этом вопросе. Во многом это связано с нерешенностью армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта. Как будут развиваться отношения между Турцией и Арменией в ближайшие месяцы?
- В армяно-турецком вопросе будут предприниматься большие усилия, вестись много переговоров. Но я не думаю, что будет какой-то результат, потому что все зависит от отношения Армении к карабахской проблеме. Если Ереван сможет, найдет в себе силы и ресурсы и изменит свое отношение к карабахскому конфликту, то в этом случае можно будет смело констатировать, что армяно-турецкий вопрос практически решен. Единственным препятствием для нормализации турецко-армянских отношений является карабахская проблема. Единственное препятствие - это отношение Армении к карабахской проблеме. А это уже очень сложный для Еревана вопрос, потому что слишком много сил заинтересовано в том, чтобы пролонгировать карабахскую проблему или же изменить ее формат, изменить ее состояние в соответствии с состоянием своих желаний.
Москва, например, хотела бы изменить формат, но так, чтобы эта ситуация оставалась под контролем России. В свою очередь, Вашингтон хотел бы тоже изменить формат, но так, чтобы увеличились роль и возможности влияния Америки на этот процесс.
Что касается Турции, то для нее весь мир или вся ее внешняя политика не ограничиваются урегулированием армяно-турецких отношений. У Турции комплексная политика. Анкара хотела бы решить проблемы армянских границ и нормализации отношений с Ереваном, но она хочет решить этот вопрос так, чтобы это не нанесло непоправимого ущерба всей ее политике. Реальным интересам Анкары противоречит то, что Армения не решает карабахскую проблему, а стремится к решению только своих отношений с Турцией. Ведь это может нанести ущерб азербайджано-турецким отношениям и ослабить позиции правящей партии на будущих выборах. И поэтому Турция не идет на попятную, требует от Армении, чтобы она решила карабахскую проблему.
Что касается Еревана, то многие вопросы зависят не от самой Армении, а от тех, кто спонсирует ее в этом конфликте. Ведь конфликт можно уподобить театру. В этом театре один актер, Азербайджан, имеет свои собственные ресурсы, нефтегазовые деньги и транзитные пути, а Армения ничего не имеет, кроме своего армянства и покровителей. Это и есть их роль. Они играют роль исполнителя чужой воли тех, кто спонсирует покупку оружия, оказывает политическую и моральную поддержку и говорит, «держись, парень, держись». И одновременно Азербайджану говорят: не применяй силу и договорись с ними. С одной стороны, Еревану говорят - держись, а нам говорят - договаривайся. То есть фактически получается, что этот конфликт принимает неразрешимую форму и пролонгируется.
- А как, по-вашему, будут развиваться отношения Анкара-Москва?
- Эрдоган совершил визит в Россию, с которой у Турции очень много вопросов, много интересов, много противоречий. Но Россия и Турция – это сопоставимые партнеры. Оба эти государства являются региональными державами, имеют большие ресурсы, большое влияние. Это бывшие империи. Одна – бывшая российская, советская империя, вторая – бывшая османская империя. Политическое, моральное, идеологическое и культурное влияние этих стран огромно. И плюс, есть еще и экономическая мощь.
В такой ситуации, конечно же, Турция и Россия имеют очень много общих интересов, много общих вопросов, которые можно урегулировать, обсудить, обменяться мнениями, скорректировать свои позиции, да и в ряду этих проблем не главным, но одним из важных является проблема Карабаха и Азербайджана. Нельзя забывать, что Азербайджан является хорошим партнером и России, и Турции.
- А как будут развиваться отношения Турции с Вашингтоном?
- Отношения Турции и США после второй мировой войны – это неизменно прочные партнерские стратегические отношения. Турция – член НАТО, который по численности своей армии занимает второе место после США, обладая всеми видами оружия, за исключением ядерного. Анкара играла и продолжает играть важную роль в регионе. США до сих пор придают большое значение своим доверительным отношениям с Турцией, Америка много раз выражала свою безоговорочную поддержку членству Турции в Евросоюзе. В вопросе внешней политики Америка всегда, за исключением, может быть, кипрского вопроса, поддерживала Турцию. Эти государства и сейчас являются друг для друга важными партнерами.
Я не думаю, что какие-то, скажем, армянские, маленькие дела могут расстроить подобный тандем. Ну, представьте себе геополитические интересы США и семидесятимиллионная Турция на одной чаше весов и маленькая Армения с полуторамиллионным населением на другой. Какая из них перевесит?
Расим Бабаев
2364