Рашид Алиев: «В иранских тюрьмах я ощущал поддержку моих соотечественников»
БАКУ, 25 авг – 1NEWS.AZ
Ученый в области разработки лазерных технологий Рашид Алиев, 10 дней назад вернувшийся на родину, в Баку из иранского заключения, выступил на пресс-конференции перед журналистами.
«Того, кто не боится смерти, трудно испугать угрозой смерти. Я это неоднократно заявлял иранским следователям, и они отступали».
Как сообщает 1news.az, об этом в среду на пресс-конференции заявил азербайджанский ученый в области разработки лазерных технологий Рашид Алиев, 10 дней назад вернувшийся на родину, в Баку, из Ирана, где он провел 22 месяца в тюрьмах по обвинению в шпионаже.
Пройдя карабахскую войну и поработав специалистом по связи в рядах Национальной армии, а затем вернувшись домой, ученый вновь стал работать в стенах родного Бакинского Государственного Университета, где работал еще в советский период. Недостаточно высокая зарплата и стала одной из причин, по которым Р.Алиев стал искать возможности поработать за рубежом. Кроме того, полученное ранение на войне (он перенес контузию) тоже отрицательно сказывалось на его самочувствии, так как у него не было возможности вплотную заняться своим лечением.
И в это время поступило предложение поработать в Иране. В результате, в 2006-2008 годах Р.Алиев работал в иранской «Сазан электроникс индастри компани». Более того, со временем в адрес азербайджанского специалиста все чаще стали поступать предложения перебраться на постоянное место жительства в Иран вместе с членами его семьи. Он отказался, а когда собирался вернуться на родину, то был обвинен в шпионаже, арестован и помещен в тюрьму. Суд над Рашидом Алиевым состоялся лишь спустя 16 месяцев после заключения под стражу.
«Даже находясь в тюремной камере, я реально ощущал вашу поддержку, поддержку граждан моей страны. Я следил за деятельностью комитета, созданного в защиту моих прав. Это событие связано не только со мной, оно помогло приоткрыть завесу над многими проблемами, с которыми сталкиваются азербайджанцы в Иране, и, соответственно, начать необходимые шаги в нужном направлении», - сказал Р.Алиев на пресс-конференции.
По его словам, после ареста и предъявления ему надуманных обвинений в шпионаже иранское правосудие не предоставило ему возможности воспользоваться услугами профессионального адвоката.
«Свои права я защищал самостоятельно. Я смеялся в лицо моим следователям, которые пытались обвинить меня в шпионаже и краже секретной информации государственной важности. Меня обвиняли в том, что я украл иранские технологии. В ответ я заявлял, что при создании лаборатории по разработке лазерных технологий для использования в гражданской промышленности я использовал знания, которыми обладал ранее. Что я создавал эту лабораторию с нуля, и каким образом, в этом случае, я мог выкрасть у иранской стороны свои собственные знания?.. Наши опыты имели успех. Когда же нашими разработками заинтересовались иранские военные, я отказался сотрудничать с ними, так как являюсь гражданином другого государства», - рассказывает ученый.
Как отметил Р.Алиев, он был готов «к последнему бою» и не испугался застенков, так как еще в период правления в Азербайджане Абдурахмана Везирова был арестован и помещен под стражу.
«Мне помогло то, что я прошел войну, принимал активное участие в национально-освободительном движении периода распада СССР, в течение 50 дней находился в камере площадью 2 квадратных метра. Я боролся до конца, объявил голодовку», - отметил он.
По его словам, ему пророчили казнь, суд над ним состоялся лишь спустя 1 год и 4 месяца после заключения его под стражу.
«Судьи заочно приговорили меня к трем годам лишения свободы. Следователи называли меня Штирлицем, я же в ответ заявлял им, что мне 56 лет. Что я не молод, чтобы быть специально засланным агентом. Я не знаю причин моего освобождения. Я уже 10 дней нахожусь в Баку, восстанавливаю свое здоровье. Меня мучают головные боли и у меня ослабло зрение. Спасибо всем моим соотечественникам, которые встали на защиту моих прав», - подчеркнул азербайджанский ученый, которого иранские власти пытались обвинить в шпионаже.
Рашид Алиев готовится в будущем подать в суд на иранскую компанию, в которой он работал: «Я не подписывал никаких документов и не занимался никакими секретными разработками».
Расим Бабаев