Али Ахмедов: «Надо нормально относиться к объединению оппозиционного парламентского меньшинства в единую группу»
Интервью с заместителем председателя — исполнительным секретарем партии «Ени Азербайджан» (ПЕА) Али Ахмедовым.
- На днях председатели четырех оппозиционных партий, представленных в парламенте, пришли к единому мнению и заявили о создании «Группы парламентской оппозиции». Известно, что в обществе, как и в самом лагере оппозиции, наблюдается неоднозначное отношение к этой инициативе. Хотелось бы узнать, какое из крыльев оппозиции готова признать в качестве стороны цивилизованного диалога правящая партия - собравшихся в парламентской оппозиционной группе или тех, кто пришел к единому мнению под зонтиком т.н. Общественной палаты?
- В действительности, все это зависит от отношения к самому понятию «оппозиция». Наверное, вы знаете, что в современном обществе под этим понятием подразумеваются партии и их представители, составляющие меньшинство в парламенте. Я считаю, что азербайджанское общество в своем политическом развитии уже достигло той стадии, когда при слове «оппозиция» могут подразумеваться партии или группы партий, представленные в меньшинстве в парламенте. С этой точки зрения надо нормально относиться к объединению в одну оппозиционную группу нескольких партий, представленных в меньшинстве в Милли Меджлисе.
- Однако в большинстве своем эти партии сильно разнятся по своим политическим воззрениям.
- Я тоже так думаю, но не хотел бы выражать отношение к вопросу их объединения на основе каких-то принципов или общих ценностей. Хотел бы высказать лишь свое мнение на основе фактов. Это нормальное явление, и в целом необходимо создавать объективное представление о понятии «парламентская оппозиция» в азербайджанском обществе. С другой стороны, надо отметить, что представители международных организаций во время посещения Азербайджана встречаются с функционерами оппозиционных партий, в том числе основной упор делается именно на контактах с представителями партий, представленных в парламенте. Значит, эта практика медленно, но верно формируется, и я считаю, что в формировании политической панорамы Азербайджана мы должны стараться воспользоваться этим обстоятельством.
- А что бы вы сказали об Общественной палате?
- Знаете, несколько известных как радикальное крыло оппозиции партий объединились и создали Общественную палату. Считаю, что это все временное явление. До сегодняшнего дня эти же партии создавали немало объединений, которым не удалось идти в ногу со временем и в конце концов все они развалились. Думаю, что и Общественная палата не соответствует требованиям, необходимым для функционирования в политических реалиях Азербайджана, и ее ждет участь объединений, созданных ранее. С другой стороны, необходимо отметить и то, что ее название говорит о большом чванстве этих людей, но равнодушное отношение азербайджанского общества к деятельности Общественной палаты свидетельствует о несоответствии их желаний реалиям современного Азербайджана.
- Известно, что в вопросе продолжения тактики «массовых акций» между «первыми скрипками» Общественной палаты существуют серьезные разногласия. Как вы считаете, приведет ли разброс мнений в конце к расколу этой структуры?
- Считаю, что разброс мнений - верный признак политического краха этой палаты в ближайшей перспективе. Что же касается регулярных попыток проведения массовых акций, конечно, радикальная оппозиция хочет как можно чаще, возможно даже непрерывно, организовывать акции протеста в стране, это их сокровенная мечта. Но действительность и реалии состоят в том, что между желанием провести массовую акцию и возможностями проведения массовых акций существует огромная пропасть. Есть желания, но начисто отсутствуют возможности их реализации. Когда я говорю об ограниченности возможностей проведения массовых акций, то имею в виду прохладное отношение азербайджанского общества к намерениям радикальных партий. У меня есть все основания так утверждать, ибо попытки Общественной палаты организовать подобные мероприятия в марте и апреле нынешнего года столкнулись с полным равнодушием в азербайджанском обществе. Политическая ситуация в Азербайджане не соответствует планам по проведению массовых акций, к чему стремятся представители оппозиции. Население Азербайджана высоко оценивает общественно-политическую стабильность, социально-экономическое развитие страны и, если можно так сказать, оппозиционная эйфория попросту не может найти себе почву в политической панораме республики. Все это указывает на то, что в обозримом будущем мечты радикалов о регулярном проведении массовых акций протеста далеки от реализации.
- В последнее время, пожалуй, одним из наиболее обсуждаемых вопросов в различных СМИ стала информация о подготовке т.н. «экспорта» очередной цветной революции в наш регион, и в частности в Азербайджан. Как вы относитесь к подобного рода утверждениям? В этом контексте упоминалась даже вовлеченность некоторых представителей грузинской стороны…
- Во-первых, не верю в какие-либо планы грузинского правительства по созданию очагов напряженности в нашей стране и распространяемой на этот счет информации. Лично для меня остается непонятным, как грузинская сторона смогла бы претворить в жизнь мероприятия, направленные на создание напряженности в Азербайджане и на какие силы она могла бы опираться для реализации подобных «программ». Но поскольку эта информация уже распространилась, ее надо тщательно изучить и выяснить, насколько она соответствует действительности. В то же время необходимо помнить, что некоторые силы за пределами Азербайджана заинтересованы в нарушении стабильности в стране, но поскольку Азербайджанское государство построено на крепком фундаменте, нет никаких предпосылок для подобного рода беспокойств. Может быть, к реализации подобных намерений и присоединятся какие-либо силы внутри и вне Азербайджана и даже наладят какую-то совместную деятельность… Но должен сказать, что между азербайджанским правительством и официальными кругами Грузии установились достаточно теплые, искренние отношения, в результате чего очень динамично развиваются именно дружеские связи.
Кямиль Гамзаоглу