Александр Сотниченко: «Уверен, что Израиль не будет признавать «геноцид» армян и независимость Нагорного Карабаха»
Интервью 1news.az с доцентом факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, ведущим аналитиком Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока, кандидатом исторических наук Александром Сотниченко.
- Есть ощущение, что посредники готовят очередные предложения для сторон нагорно-карабахского конфликта… или затишье в переговорном процессе связано исключительно с тем, что пока что переговорщикам, грубо говоря, нечего предложить сторонам?
- Не думаю, что там готовится что-то большое, потому что ни о каких грядущих встречах по Нагорному Карабаху мы пока не слышали. И если в ближайшее время стороны все же проведут встречу, то она, скорее всего, состоится в рамках каких-то других конференций. Допустим, в рамках СНГ.
- То есть конкретно по этому вопросу встреч, по вашему мнению, не предвидится?
- Пока я не жду…
- А как можно оценить заявление Сержа Саргсяна в Душанбе, когда президент Армении в ходе конференции, приуроченной к 20-летию СНГ, вдруг начал говорить о «независимости» Нагорного Карабаха?
- Это элемент тактической политики, которую ведет Армения. Я не могу сказать, что они резко сменили тон и взяли курс на признание независимости Нагорного Карабаха. Нельзя сказать, что в Ереване ведется какая-то работа в юридической плоскости с целью дальнейшего признания этого непризнанного образования.
- Ереван не скрывает своей радости по поводу того, что отношения Турции и Израиля сегодня переживают не лучшие времена. В Армении считают, что это позволит улучшить отношения с Тель-Авивом и переманить его на свою сторону, как в вопросе т.н. «геноцида» армян, так и по вопросу Нагорного Карабаха.
- Во-первых, я не думаю, что все, что мы сегодня наблюдаем, закончится полным разрывом отношений между Израилем и Турцией. Эти отношения налажены очень давно и сейчас, скорее всего, идет их переформатирование. Анкара активно действует на Ближнем Востоке и желает укрепить свою региональную значимость, в том числе среди арабских стран. Поэтому Анкара идет на подобные шаги.
При этом я уверен, что Израиль не будет признавать «геноцид» армян и независимость Нагорного Карабаха.
В свою очередь, также считаю, что серьезного переформатирования израильско-азербайджанских отношений также не должно быть. Азербайджан и Турция – разные государства. К тому же не думаю, что Турция будет давить на Азербайджан. И, в общем-то, отношения между Анкарой и Тель-Авивом все равно войдут в нормальное русло. При этом, конечно, они будут немного другими.
- Какими именно?
- Многие международные силы сейчас будут активно заниматься посредничеством между Турцией и Израилем. В частности, Барак Обама уже заявил, что готов примирить обе стороны. Так что ничего серьезного ждать не надо.
ООН не признает Палестину. Хотя Турция хотела бы обратного. Однако, повторю, Анкара таким образом лишь повышает статус, свое влияние на арабские страны. Так что серьезных противоречий между Анкарой и Тель-Авивом я не вижу.
Гамид Гамидов (Москва, Россия)