Слава Сапунов. «Понты и рисовки»: кем быть и кем казаться?
В действительности все выглядит иначе, чем на самом деле.
Станислав Ежи Лец
Так уж устроен человек, что очень часто любит казаться не совсем тем, кем является на самом деле. И если он не профессиональный актер, то приходится прибегать к самым разным уловкам. Наиболее простые, не сказать примитивные, среди них - понты.
Они же - рисовки. Близко - бахвальство, чванство, фанфаронство и так далее.
Понты - слово, произошедшее от стопятидесятилетней давности карточного термина, в наши непростые времена приобретают все большее и большее распространение.
Понты - это стремление сымитировать недостижимый (в данный момент или в принципе) социальный статус. Отсюда любовь к фальшивым «шанелям», фейковым «турбийонам» и липовым «луивиттонам». Понты - это и стремление сымитировать психологический статус. Отсюда чрезмерная бравада настоящими бриллиантами, чей блеск затмевает никчемность личности, бессмысленность существования. Ей кажется, что надев на себя десятки тысяч, она и сама приподнимается над толпой, словно золото втирается в организм, повышая себестоимость его обладательницы. Главное - чтобы увидели, чтобы оценили, чтобы позавидовали...
Имитируют те, имитируют эти. Пользователи фальшивок пытаются походить на обладателей оригиналов, обладатели подлинников пытаются переплюнуть в обладаниях стоящих выше. И так далее.
Понты - это когда человек приобретает дорогущий телефон, но не имеет денег на абонентскую плату. Это «лубутены», поражающие весь пляж, это солнечные очки Prada, не снимаемые в сумеречном кафе, это ключи от автомобиля, неустанно вращающиеся вокруг пальца, это дешевые сигареты, укладываемые в коробку от дорогих, это дорогущий ремонт только в гостиной, это дача, выстроенная по принципу «больше, чем у соседа», это роскошные поминки, ради которых продают квартиру...
Не про таких ли людей придуман анекдот «Купил Bentley и умер от голода»? Или не придуман?
«Из грязи в князи» - это про то же, про переход из одного социального статуса в другой, настолько неуклюжий, что это выглядит или смешно или пошло - очередные понты, возможно, подкрепленные юридически, но не психологически. «Мещанин во дворянстве», вранье Хлестакова, перевязь мушкетера Портоса - это снова про то же. Понты были, есть и, вероятно, будут.
Ведь сказано же было: «Наши люди в булочную на такси не ездят!» Это тоже про несоответствие. Наши, увы, на такси ездят в булочную регулярно. Причем забывают купить ту самую булку. Просто ездят перед подъездом туда-сюда. А приподъездные бабушки смотрят и все понимают.
Да-да, самое смешное, что те, кто понтуют (рисуются, выделываются, чванятся), как правило, достигают противоположного результата, потому как действуют грубо. Ведь чтобы тонко соблюсти баланс, не переборщить, изящно впрыснуть впечатление - нужны ум, вкус, деликатность - качества, при которых понты в общем-то уже и не нужны.
А потому я вам просто и честно признаюсь, что пишу эту колонку на веранде президентского номера маврикийского отеля Royal Palm, потягиваю коктейль с непроизносимым французским названием и иногда поглядываю через монитор ноута на пронзительно синий Индийский океан.
Вот сейчас допишу и пойду искупнусь. А вы бы на моем месте поступили бы иначе?
Вячеслав Сапунов,
Boutique Travel Magazine