Художник Ашраф Гейбатов: «Всегда приезжаю в Баку с радостью и уезжаю с грустью» - ФОТО
Интервью 1news.az с заслуженным художником Азербайджана, обладателем международного диплома «Посол мира» Ашрафом Гейбатовым.
Встречайте третьего гостя новой рубрики – «Наши за рубежом» - Ашрафа Гейбатова, нашего соотечественника, проживающего в Берлине.
Беседовали мы в Skype в период его подготовки к персональной выставке - «Краски Азербайджана», которая состоится 7 декабря в Дели. Несмотря на чрезмерную занятость, он, по старой дружбе, уделил мне немного времени.
- Вы многие годы проживаете в Германии. Скажите, пожалуйста, какие принципиально важные отличия Вы видите между немецкими и азербайджанскими художниками?
- Я всегда придерживался мнения, что художник должен пройти хорошую академическую школу. К сожалению, сегодня не все современные художники могут этим похвастаться. Мой совет молодым – больше работайте с натурой, овладевайте художественным мастерством.
Если сравнивать азербайджанских художников с европейскими, в частности, с немецкими, то в отличие от них наша живопись более сочная, кроме этого, у нас богатая культура и глубокие корни. Всего этого я не вижу у немецких коллег. Когда-то в 30-ые годы немецкое изобразительное искусство было на высоком уровне, а их художественная школа считалась одной из самых лучших в Европе. Но сегодняшние художественные модернистские, абстрактные измы абсолютно не затрагивают меня – ни как художника, ни как человека. Теряет смысл понятие «изобразительность». Может быть я слишком консервативен и отстаю от жизни?
Когда проводится выставка французских или английских художников трудно в их работах отличить национальную идентичность. А в работах наших деятелей искусства всегда выявляются этнические корни. Произведения наших художников хорошо знакомы за рубежом. В этом направлении организация ТЮРКСОЙ, с которой Азербайджан тесно сотрудничает, проводит большую работу.
- Когда и при каких обстоятельствах Вы покинули Азербайджан?
- Окончив в 79-ом году институт Искусств, я был приглашен на оформление международного молодежного центра моды в Москве, где мною была сделана огромная роспись. За нее я получил премию Московского комсомола. По стечению обстоятельств остался жить в Москве. Мне посчастливилось проработать в группе Зураба Церетелли.
В свое сорокалетие я получил звание заслуженного художника Азербайджана, а в 84-ом году вступил в Союз художников, участвовал во всесоюзных и международных выставках. В общем, прошел долгий и тернистый путь.
В 95-ом году мы с супругой переехали из Москвы на постоянное жительство в Германию, сохранив российское гражданство. Сейчас мы проживаем в Берлине.
Где бы я ни был, я остаюсь азербайджанским художником и по сути своего творчества, и по мировоззрению.
- Ваше самое яркое детское воспоминание?
- Самое яркое воспоминание детства – как мы с мальчишками забираемся на тутовое дерево и кидаем этим самым тутом в прохожих. Мы очень любили бегать по крышам, в переулках играли футбол. Помню запах повидла, который разносился по всему Ичери шехер. Коренные «крепостные» должны помнить этот удивительный аромат и место, откуда он исходил. Он преследует меня до сих пор…
- Как часто Вы бываете в родных краях? Где вам комфортнее - в Баку или Германии?
- Оторванным от Родины я себя не чувствую. Каждый год по возможности стараюсь приезжать погостить в родной Баку. Здесь остались мои друзья детства и просто люди, близкие мне по духу. Приезжаю в Баку с удовольствием, но уезжаю с грустью.
Как выразился Хемингуэй в отношении Парижа, тоже самое я могу сказать о моем родном городе. Баку - для меня праздник, который всегда со мной.
Кстати, недавно в Берлине, в азербайджанском доме, 31 октября открылась моя выставка – «Баку и бакинцы».
Комфортней, и можно сказать «в своей тарелке», я чувствую себя в Баку. Как я уже говорил и не устану повторять, родной город, близкие по духу друзья, море, наша знаменитая вкуснейшая еда (нигде в мире нет таких замечательных кутабов). Душевный комфорт важней бытового...
- Интересно, а что лично вас больше всего привлекает в этой стране?
- Ничего особенного я не скажу. В Германии жизнь, конечно, отличается и от бакинского, и от московского уклада. Это страна, где действуют закон и порядок. Привлекают внимание небольшие немецкие городки: чистые, аккуратные. Инвалиды и пожилые люди пользуются большим уважением.
- Как вы оцениваете произведения искусства - по принципу нравится - не нравится, или существуют общепринятые цензурные нормы, которыми вы руководствуетесь?
- Для меня лично важна внутренняя цензура. Художник, который создает произведения искусства и претендует на то, чтобы его работы оставались в истории искусства, прежде всего, должен отвечать внутренней цензуре.
Обыватель оценивает картину - нравится или не нравится. Объективную оценку может дать только искусствовед, который учился понимать художественное произведение.
Я оцениваю в картине его профессиональное начало, а потом уже насколько оно волнует мой внутренний мир. Когда я бываю в музеях, то выбираю для себя несколько картин и стою перед ними очень долго, впитываю их содержимое. Это для меня духовная пища.
Сейчас наблюдается развитие по спирали: то спад, то ренессанс. После перестройки был период ренессанса, потом пошел спад, а сейчас мы вновь переживаем ренессанс. Большие надежды возлагаю на молодых деятелей искусства.
- Кто для вас является примером для подражания?
- Для меня первично, чтобы у художника были глубоко национальные корни. Возьмите, к примеру, мексиканских художников, известных как «Великая мексиканская тройка» - Ороско, Диего Виерро, Давид Альфаро Сикейрос. В 30-ые года, в Мексике, в период революции, народ был неграмотен, и правительство попросило их расписать стены города так, чтобы люди глядя на них знали свою историю. Вот они для меня пример для подражания.
Уважаю талант в любой деятельности. Перестройка привнесла новое дыхание в искусство. Появилась большая свобода творчества. Но как не странно, при всем этом, в современном искусстве я пока ни видел масштабных произведений. Не появилось таких ярких личностей, как Микаил Абдуллаев, Саттар Бахлулзаде.
Без любви нельзя творить. Вокруг все должно вдохновлять: любовь к Родине, матери, женщине и ко всему прекрасному. Искусство - это не та сфера, где можно заработать большие деньги, особенно в поэзии, которую я вообще считаю интимным видом искусства. Художник, взявший в руки кисть и посвятивший себя призванию, не должен думать о гонорарах.
- Мне известно, что Вы коллекционируете венецианские маски…
- Мне повезло, что благодаря персональным выставкам я побывал во многих странах мира. Еще в 91-ом году в составе делегации Союза художников СССР я был в Индии, Египте, Иране. Мои зарубежные вояжи начались с этих очагов цивилизации. Все, что я заработал как художник, я тратил и трачу на красивые предметы. За 30 с лишним лет мне удалось собрать коллекцию более сотни венецианских масок. Эти вещи имеют для меня философское значение. Ведь у каждого человека собственные внутренние маски, которые он использует в повседневной жизни…
Коллекционирую также кукол разных стран мира. Где бы я ни был, обязательно привожу с собой по одному сувениру. Когда я жил в Москве, коллеги дарили мне свои картины. У меня собралась приличная коллекция азербайджанкой живописи – работ таких известных художников, как Ага Али Ибрагимов, Мирнадыр Зейналов и других. Все эти работы я передал в Фонд культуры Азербайджана в то время, когда председателем был уважаемый Кямал Абдулла.
- Ваши работы хранятся в музеях Королевской галерее в Иордании, Ватикане, в Азербайджане же их практически нет.
- Скажу честно, я всегда больше дарил своих картин, нежели продавал. Я, конечно, заинтересован в том, чтобы продавать свои произведения, но этот момент для меня не первостепенный. Я с удовольствием подарю свою работу близкому мне по духу человеку, нежели какому-то «торгашу», и неизвестно, что с ней будет в будущем. В свое время при переезде из Москвы в Германию, благодаря Таиру Салахову, мне удалось выкупить свои произведения у Министерства культуры СССР.
У меня нет своих детей, и поэтому к своим произведениям я отношусь с особой любовью. Я стараюсь отслеживать их дальнейшую судьбу.
В Азербайджане моих произведений немного. По крайней мере, нет ни одной картины в Фонде Министерства культуры.
- Как Вы думаете, придают ли люди сейчас такое же большое значение произведениям искусства, как это было раньше?
- В Европе существует хорошая традиция - дарить произведения искусства. В Азербайджане подобная традиция отсутствует. У нас предпочитают тратить деньги на дорогие вещи, нежели на картины. Когда азербайджанские «ценители искусства» оценивают работу художника, то, прежде всего, они интересуются ее стоимостью. Может в Азербайджане живут истинные ценители искусства, но, к сожалению, я с ними не знаком.
- Как-то Вы сказали, что у каждого человека есть долг перед Всевышним, самим собой и обществом. А в чем Вы видите свою миссию?
- Моя миссия - это долг художника – быть профессионалом, быть достойным того доверия, который мне оказывают мои друзья.
Последние годы я рассматриваю свою миссию, как пропаганду азербайджанского искусства за рубежом. Основная и главная тема моего творчества, по которой меня узнают во многих странах мира - Азербайджан. Но я работаю не только в этом направлении. Палитра моего творчества сейчас гораздо шире.
Свои зарубежные выставки я рассматриваю никак выставку художника Гейбатова, а как азербайджанского изобразительного искусства. Мои выставки в основном проходили в тех областях, где наши художники еще не побывали. Самая интересная выставка проходила на Мальте, где мне посчастливилось буквально открывать Азербайджан тамошним людям.
- Что Вы на сегодняшний день считаете своим главным достижением?
- Оглядываясь в прошлое, так и хочется ответить словами из песни В. Высоцкого: «спасибо что живой…»
А вообще, мне кажется, что главное моё достижение - неустанная жажда продолжать создавать новые картины. Работать не на рынок, а по потребности души к самовыражению. Но в тоже время не могу утверждать, что достиг чего-то большого. Мне кажется, что жизнь каждого человека, - это путь, старание, попытка чего-то достичь и наполнить жизнь смыслом, а иначе она будет пуста и бессмысленна...
- В этом году Вы отметили 60-летие. Какие планы на будущее?
- 60- летие – это, прежде всего, подведение итогов, переосмысление, что сделано, и что ещё предстоит сделать.
К юбилею было приурочено несколько выставок. В здании Сената Берлина прошла большая ретроспективная выставка, что является большой заслугой нашего посольства в Германии, и лично Парвиза Шахбазова. Другая выставка прошла в Анкаре, в здании ТЮРКСОЙ. Юбилейная выставка завершилась экспозицией в МГИМО под названием «Спустя 30 лет». А ведь самая первая выставка проходила именно здесь, в далеком 81-ом…
Самый большой подарок ко дню рождения сделал мне Президент Ильхам Алиев, который хорошо знаком с моим творчеством еще со студенчества. По его распоряжению я получил квартиру, и таким образом у меня появилась возможность приезжать в Баку чаще.
Планирую написать большое панно, где отразится прошлое, настоящее и будущее Азербайджана. Начал писать книгу «Случайные краски прошедшего времени».
- Подытожим нашу беседу. Скажите, много ли азербайджанцев проживает в Берлине? Поддерживаете ли Вы с ними отношения?
- Точную цифру, сколько наших земляков проживает в Берлине, никто не скажет, есть только официальные данные. Конечно, я имею определенный круг общения, но, понимаете, дружбе, как и детям, нужно уделять время, а его катастрофически не хватает. Чаще всего с друзьями пересекаемся на праздниках или на официальных мероприятиях. Тёплые, искренние, бескорыстные товарищеские отношения строятся годами, и в основном настоящая дружба встречается в юности...
- Что бы Вы хотели пожелать нашим соотечественникам, проживающим за рубежом?
- Не забывать Родину, по возможности, пропагандировать самое лучшее, что у нас есть, лоббировать на всех социальных уровнях интересы нашей Родины, азербайджанского государства. Азербайджан – наша Родина, и наш долг любить и помнить, откуда все мы родом...
Беседовала Ругия Ашрафли, Л.А.
Фото из личного альбома художника