Не тот драматургический материал, или О главном плюсе оппозиции
Интересно, сколько человек в Азербайджане желает стать президентом республики, и сколько из них об этом официально заявит в текущем году?
Сейчас идет регистрация кандидатов, начинается сбор подписей, потом начнется агитационная кампания, ну и позже, а точнее 9 октября, мы с вами опустим или не опустим (это выбор каждого) в избирательные урны бюллетени. И весь этот процесс займет меньше двух месяцев.
На данный момент известно, что зарегистрирована кандидатура действующего главы государства Ильхама Алиева и уже начат процесс сбора подписей. Другого кандидата у власти нет и не будет. «Экспертные прогнозы» о том, что у власти будет второй кандидат или даже один, но не Ильхам Алиев, ожидаемо не оправдались.
Точно так же как не оправдываются и не оправдаются «экспертные прогнозы» о некоем бессмысленном и беспощадном азербайджанском бунте. Ни оппозиция на улицы не выходит, ни мало кому известный «массовый протестный электорат». Ну, предположим, до и после выборов оппозиция и проведет санкционированные и несанкционированные акции протеста – как же без этого, но вот «бунтующей улицы» точно не будет. Во всяком случае, никаких предпосылок я не вижу.
Кто другие? Думаю, с десяток человек наберется – известные в широких и узких кругах. Кто-то будет пиариться, кто-то «мстить», кто-то решит заработать, кто-то сделает это по привычке. Но ясно, что все они будут рассчитывать на малый процент голосов избирателей. Что, впрочем, они и сами наверняка осознают. И, кстати, еще не известно, кто из них пройдет регистрацию в ЦИК.
Особняком стоит оппозиционный «Национальный совет демократических сил», который пытается монополизировать само понятие оппозиционности. Во всяком случае, своего кандидата, кинодраматурга Рустама Ибрагимбекова они называют «единым кандидатом от оппозиции».
В отличие от других кандидатов, Ибрагимбеков считает, что ситуация в стране революционная, и именно он получит большинство голосов избирателей. И это при том, что пока еще не объявлены итоги какого-либо социального исследования, которое бы хотя бы частично подтвердило эти оценки и прогнозы.
Но не успели высохнуть чернила под договоренностью «объединенной оппозиции», как она перестала быть таковой. При всех минусах нашей оппозиции у нее есть один большой плюс – она всегда оправдывает ожидания. И на этот раз не подвела, оправдав все прогнозы – силы, входящие в НСДС, как ссорились до ее создания, так и рассорились в конец за два месяца до выборов.
Все знали, что у политиков, вошедших в состав НСДС, свои амбиции, свои роли и задачи. Невозможно, как говорится, впихнуть невпихнуемое. Попытаться, конечно, можно. Как говорил в известном анекдоте Сталин: «Попытка не пытка». Но вот выдавать желаемое за действительное – это моветон.
Не знаю, кто кого в НСДС обманул, а может и все вместе взятые сделали это, но в конечном итоге НСДС имеет кандидата, который все еще не может решить проблему с двойным гражданством, в страну не возвращается и уже заявляет о том, что вовсе не обязательно, чтобы от «Нацсовета» был единый кандидат. И это при том, что НСДС как раз таки и был создан под идею выдвижения единого кандидата.
Не буду торопить события, но в принципе: если нет единого кандидата, то и нет самого объединения. Ведь ни программу они не представили, ни рецепты решения проблем не предложили. Главное для них было – возьмем власть, а потом разберемся. Время показало, что они и без власти не смогли разобраться.
И ныне в этом оппозиционном блоке говорят о необходимости выдвижения «запасных кандидатов», а некоторые и вовсе постоянно напоминают о том, что и в одиночку могут пойти на выборы.
У меня есть знакомый, который после завершения учебы в вузе был назначен режиссером в один провинциальный театр. Скончался пожилой актер, который за всю свою жизнь не сыграл ни одной значимой роли. Похороны. Собрались над могилой. Толкают речи. Слово передали и этому молодому режиссеру. Он стал описывать человеческие качества покойного, мол, был уважаем, хороший товарищ, аксакал, семьянин и т.д. Ну и попросили моего знакомого побольше описать талант покойного. А тот уткнулся взглядом в могилу, развел руками: «Так ведь драматургически материал не позволяет»…
Не знаю, кто писал сценарий для НСДС, но то, что, при всем уважении к отдельным личностям, в целом драматургический материал не позволяет им составить конкуренцию власти – это точно.
И возвращаясь к первому вопросу, позволю себе его переиначить: интересно, сколько человек в НСДС хотят стать президентом республики? Думаю, сотня точно наберется…
Кенан Гулузаде,
редактор New Baku Post