НАШИ ЗА РУБЕЖОМ. Тахмина Рафаэлла: «Красота только поможет, но и без нее можно обойтись»
Очередной гость авторского проекта «Наши за рубежом» - сценарист и актриса Тахмина Рафаэлла (Лос-Анджелес, США).
- Тахмина, Вы в первый раз снялись в полнометражном фильме «Внутренний город», причем сами написали к нему сценарий. Каковы впечатления как актрисы и сценариста?
- Вся наша небольшая команда, работающая над фильмом, подошла к съемкам с большой душой. Непосредственно съемки длились примерно около 2,5 месяцев, мы работали по 12 часов в сутки. Мы все стали частью чего-то общего, наподобие семьи – вместе ели, отдыхали, работали. Мы все очень подружились за это время.
Для меня было очень волнительно играть героиню, которую я сама и создала, основываясь на определенных жизненных наблюдениях. Было как-то нереально наблюдать за тем, как герои, которые до этого существовали только у меня в мыслях и на бумаге, ожили, заговорили, стали действовать. Может быть, не все воплощенные в жизнь герои похожи на те образы, которые я рисовала, создавая их, однако все было настолько профессионально, что понимаешь – вот он истинный герой.
- Наверное, Вам не слишком трудно было воплощаться в образ Вашей героини, ведь Вы же сами и создали ее...
- Моя героиня и я – это два разных человека с совершенно разным мироощущением. Она интроверт, ее не интересует социальное общение, она вся в себе. Я тоже в какой-то степени такая, но не настолько, как моя героиня. Она спокойнее меня, это точно. И для того чтобы легче входить в роль, я пыталась в реальности жить той жизнью, которой живет моя героиня.
В связи с тем, что фильм полнометражный, процесс съемок более длительный и ты дольше находишься в образе, ты можешь более тщательно прочувствовать своего героя, фактически им и становясь. Учитывая, что до этого фильма у меня был опыт работы в короткометражных фильмах, этот опыт стал для меня новым.
- И как, довольны результатом?
- Когда снимаешь фильм, всегда бывают такие моменты, когда говоришь себе, что вот здесь могло быть лучше. Я думаю, это присуще творческому процессу, что-то получается, чего-то не хватает. Но, в общем, если посмотреть, то я очень довольна и съемками, и всем процессом, и командой, с которой вместе работали и фактически породнились за это время. Надо помнить, что ты идешь и делаешь свое самое лучшее каждый день, и отпускать все возникающие сомнения.
На самом деле мне очень повезло, что довелось познакомиться с Ильгаром Сафатом, который хотел снять психологический фильм про любовь и драму. Сценарий был представлен в Министерство культуры и туризма, где его одобрили и выделили финансирование для съемок.
- Кем же Вы сами себя считаете – больше актрисой или сценаристом?
- Я всегда любила сочинять и писать. Но главное желание для меня – быть актрисой. Я, кстати говоря, в вузе учусь на сценариста, при этом обучаюсь на курсах по актерскому мастерству. Режиссером пока становиться не планирую, разве что в будущем.
Мне кажется, что сегодня быть актером и жить в ожидании роли – это становится излишне зависимым от своего агента или менеджера. Например, в Лос-Анджелесе есть много красивых и талантливых людей, у которых не получается обратить на себя внимание. А ведь сейчас такое время, что, даже сняв маленький ролик и разместив его в интернете, можно в одно мгновение стать знаменитостью. Сейчас актеры становятся продюсерами, занимаются режиссерством, и часто это неплохо получается.
Я всегда хотела писать, и самое лучшее – это писать о том, с чем сталкивалась, что наблюдала. В частности, касательно «Внутреннего города», хотя сама и не росла в тех условиях, в которых находилась моя героиня, часто сталкивалась в жизни с такими людьми, и мне известно, как трудно быть в обществе не такой как все, с какими стереотипами приходится сталкиваться и какие эмоции при этом ощущает девушка.
Мне очень нравятся фильмы иранского режиссера и сценариста Асгара Фархади. Я просмотрела множество его фильмов, в которых отражается культура, общественный уклад его народа. У нас, в Азербайджане есть много чего интересного, относительно чего мы можем писать книги и снимать кино.
Наше общество находится как бы на перепутье – одной ногой мы упираемся в западный образ жизни, другой – стоим на традиционных ценностях. Это окружает всю нашу жизнь, создавая исключительные, не похожие ни на что другое ситуации и условия.
Когда я начинала писать, то это было для меня как хобби, только для того, чтобы посмотреть, куда это меня приведет. Потом почувствовала, что если я не перенесу возникшую в голове мысль на бумагу, то она всегда будет звучать у меня в голове. Сейчас это часть меня, и я не представляю себя без сочинительства.
- Как появилось название фильма «Внутренний город»?
- Если честно, то название сценария было другим и его впоследствии поменяли, так как оно навевало ассоциации с другим фильмом. Потом возникло название «Внутренний город», которое несет в себе двоякий смысл. Это Ичери шехер, и в то же время это внутренний мир самого человека, который отличается от мира других так же, как Ичери шехер отличается от всего остального Баку.
- Вы в настоящее время учитесь и проживаете в Лос-Анджелесе. Не потому ли, что здесь сосредоточена киноиндустрия США?
- Поэтому, а также потому, что здесь всегда замечательная погода. В этом городе находится одна из самых сильных актерских школ. Мы надеемся, что фильм «Внутренний город» получит признание зрителей, попадет на фестивали – это, конечно, откроет многие двери для всех нас. Не скажу, что всем он по душе придется, но равнодушными, думаю, не оставит.
- Как Ваши родители относятся к Вашему выбору профессии?
- Мои родители поддерживают меня во всем. Думаю, если раньше эта поддержка шла просто из-за любви ко мне, то сейчас они понимают, как все это важно для меня, как серьезно я отношусь к работе.
В связи с учебой мне удается приезжать в Баку не чаще, чем пару раз в год, правда, остаюсь, как правило, на 2-3 недели.
- Расскажите о Ваших увлечениях?
- Мне очень нравится театр. Причем не только наблюдать за происходящим на сцене действом, но и самой принимать в нем участие. Одно лето я участвовала в фестивале в Уильямстаун, это довольно престижный фестиваль, и мне довелось работать с очень талантливыми людьми. Это был для меня замечательный опыт работы на театральной сцене.
Очень люблю читать про духовное формирование и развитие людей. Мне нравятся работы Ошо, Дипака Чопры, Наполеона Хилла, Карнеги Меллона, Экхарта Толлаи и т. д.
- В Лос-Анджелесе проживает много наших соотечественников…
- Насколько мне известно, азербайджанская диаспора в Лос-Анджелесе достаточно сплоченная, и они держатся друг за друга. Правда, мне довелось встречать лишь тех, кто занимается нетворческими профессиями.
- По-Вашему, с какого возраста нужно начинать работать актрисе, чтобы добиться успеха?
- Очень много актеров и актрис не могут похвастать высокими достижениями в профессии. Многим знаменитым сегодня актерам и актрисам потребовались для этого многие годы труда, съемок, пройденных проб, учебы. Есть и исключения. Но не думаю, что есть какой-то универсальный рецепт, у каждого свой путь.
Я, к примеру, снималась в короткометражных фильмах. И многие так начинают, тем самым есть работа, появляется опыт, оттачивается мастерство. Эти фильмы могут заметить, а может быть и наоборот. Они могут получиться шедевральными, а могут вообще не быть никем оценены. Но в любом случае для всех людей, которые вовлечены в процесс, это хорошо.
- Многие девушки думают, что актерская жизнь – это сплошные развлечения, что достаточно быть красивой и все пойдет в гору, будут приглашать в кино и предлагать роли. Так ли это?
- Если бы это было правдой, то у каждой красивой девушки все бы получилось. Шарм, талант и изюминка? Абсолютно. Каждую девушку могут сделать по-голливудски красивой с правильным светом, диетой, стилистом и макияжем. Но подарить шарм, талант и изюминку невозможно. Элементарно можно посмотреть на Джоди Фостер или Барбару Стрейзанд. Вряд ли кто-то назовет их «красивыми» по традиционным стандартам, но мне они значительно интереснее, чем кукольные актрисы. Опять-таки красота только поможет, но и без нее можно обойтись, если есть талант и изюминка.
- Вы верите в судьбу, в то, что должно произойти так, а не иначе?
- Верю, но также верю, что нам даются шансы и подсказки от судьбы, но только мы можем игнорировать или принимать эти шансы. Нельзя всегда все сваливать на судьбу, а самому ничего не делать.
- У Вас есть заветная мечта, связанная с ролью?
- Если говорить о сцене, всегда хотела сыграть Нину из «Чайки» Чехова и Киру из «Skylight» Дэвида Хэра.
- Какую профессиональную цель ставите перед собой? Может быть, Голливуд?
- Продолжать заниматься своим творчеством в значительных фильмах, играть и писать интересные роли. Неважно, где. Главное, иметь эти шансы.
- Ваши пожелания нашим соотечественникам, проживающим за рубежом?
- Успехов во всем!
Ругия АШРАФЛИ
Фото: Адиль Юсифов