Наими Амиралиев: «Азербайджан известен государственным деятелям и политикам, но не широкой общественности США»
Эксклюзивное интервью 1news.az с первым азербайджанцем в офицерском корпусе США Наими Амиралиевым
- Как случилось, что вы выбрали карьеру военного?
- Я родился, вырос и получил среднее образование в Нахчыване. Затем, окончив Бакинский госуниверситет, проучился в Нью-Йоркском университете и получил степень Мастера по экономике и политическим коммуникациям. Уже 7 лет как являюсь офицером Американских Военно Морских Сил. Интерес к военному делу возник у меня главным образом после событий 11 сентября 2001-го года: мне захотелось помочь народу США в защите страны от терроризма.
- С чего же вы начали?
- Записался в Военно Морские Силы и несколько лет прослужил во флоте. Затем распоряжением президента США получил офицерское звание – если перевести на наши стандарты, старшего лейтенанта.
- Вы уже долгие годы живете в США. Как выглядит оттуда Азербайджан?
- Быстро меняющимся. Наша страна очень быстро развивается, быстрее, чем западные государства. Сегодня Азербайджан относится к лидерам среди развивающихся стран. Чувствуется, что внешняя политика страны устоялась, осуществляются экономически значимые проекты. Все это вызывает гордость у всех нас, зарубежных азербайджанцев.
- Каков уровень знаний об Азербайджане в Америке по сравнению с началом 90-х годов?
- В Америке Азербайджан мало известен. Во многом это связано с тем, что мы длительное время были в составе СССР. Кроме того, название нашей страны трудновато для американцев, и поэтому даже в газетных сообщениях об Азербайджане название нередко опускается. Кстати, этот момент относится не только к Азербайджану.
- Но название Армении им запомнить куда легче.
- Этому две причины. В США издавна существует весьма активная армянская диаспора. К тому же Армения упоминается в религиозных книгах. Кроме того, для произношения это название менее трудное для американцев. Армяне долгое время рекламируют свою страну по всему миру, насаждают тезис о том, что они подверглись 90 лет назад геноциду со стороны Турции. Таким путем они затушевывают факт захвата азербайджанской территории и в то же время дискредитируют Турцию, представляя ее заинтересованной стороной в Карабахской проблеме. Такая пропаганда направлена на расширение территории Армении, легитимизацию оккупации части территории Азербайджана. Они всячески стараются очернить нашу страну. Азербайджан известен государственным деятелям и политикам, но не широкой общественности, и наши недоброжелатели этим пользуются. Для распространения знаний об Азербайджане в такой огромной стране, как Америка, нужно длительное время, нужна активность живущих здесь азербайджанцев в социальной, политической и экономической жизни.
- Говорят, среди ваших друзей есть конгрессмены. Не трудно строить общение с членами Конгресса?
- Американцы очень просты в общении. Я несколько раз говорил американским знакомым, что между нашими народами немало сходства, в том числе и простота. В Америке эта черта распространяется на высшие эшелоны власти, включая и конгрессменов. Мы поддерживаем связи просто на человеческом уровне. При этом я стараюсь познакомить их с нашими обычаями и традициями.
- Обсуждаете ли вы проблемы Азербайджана с конгрессменами?
- На каждом собрании, на каждой встрече мы касаемся этой темы. Это вопрос не только государственный, но и личный, семейный, если хотите. Чуть ли не ежедневно сообщают о гибели на лини противостояния наших военных, среди них бывают друзья, родственники…
- Нередко от людей, плохо знакомых с проблемой, приходится слышать, что следовало бы предоставить карабахским армянам какой-то статус.
- В Калифорнии живут около миллиона армян, но я не думаю, что им может быть предоставлен какой-либо статус. Вообще переселенцам особый статус может быть предоставлен тогда, если этот народ не имеет своего государства и не сумел самоопределиться. Разговоры о предоставлении армянам в Карабахе определенного статуса проистекают из поверхностного знания проблемы. Сегодня в Карабахе живут менее 100 тысяч армян, и в случае возвращения азербайджанских беженцев они останутся в явном меньшинстве. О каком статусе может идти речь. В Грузии азербайджанцы составляют десятую часть населения, но это не значит, что они должны отделиться. Когда в 1918 году Армения стала независимой, 60% населения составляли азербайджанцы. Если речь идет о статусе, то изгнанные из Армении азербайджанцы должны вернуться туда и получить статус. Такого нет нигде в мире. Таким образом, подобные суждения могут высказывать люди несведущие, но никак не политики.
- В этом году рабочая группа Конгресса по связям с Азербайджаном еще более расширилась, и вступление в группу пятерых конгрессменов связано с вашим именем.
- Я не политик и не ставлю перед собой цели добиться вступления кого-то в какую-то группу. Я всего лишь рассказываю своим знакомым, будь то конгрессмены или люди других родов занятий, об Азербайджане, об оккупации 20% его территории, трагедии в Ходжалы, о прозападном внешнеполитическом курсе нашей страны. Со временем узнаю, что такие-то политики решили вступить в эту группу и отстаивать правое дело Азербайджана.
- Прежде в Конгрессе принималось больше решений антиазербайджанского характера, и это объяснялось скудостью информации о нашей стране и сильными позициями армян.
- Скудость информации – факт. Важно и то, из каких источников информация поступает. Когда я, гражданин США, рассказываю об Азербайджане, это производит совершенно иной, глубокий эффект. Между прочим, пятеро упомянутых вами конгрессменов вошли и в рабочую группу по Турции. В последнее время благодаря активности турецкой и азербайджанской диаспор в Конгрессе больше не принимаются жесткие решения антитурецкого и антиазербайджанского характера. Мы должны упорно работать еще не один год, чтобы добиться отмены ранее принятых антиазербайджанских решений. Надеюсь, что придет день, когда будет отменена 907-я поправка – работа в этом направлении уже идет. Но следует помнить, что и другая сторона ведет работу по противодействию нашим усилиям. Однако их деятельность основана на дезинформации и клевете, а у лжи ноги коротки. Мы же говорим правду, и поэтому результаты нашей деятельности непрерывно растут. Число членов рабочей группы Конгресса по Азербайджану будет расти и дальше. Позиции Азербайджана постепенно укрепляются. Потому что американцы очень привержены истине.
В.Г.