«Искандер»: хроника нового противостояния
Россия не станет безучастно наблюдать за размещением в Восточной Европе третьего позиционного района системы ПРО США. Это было ясно уже давно, а теперь, после того как Дмитрий Медведев огласил свое послание к Федеральному собранию – стали понятны и формы реакции России на развертывание ПРО США.
В качестве средства подавления системы ПРО, при необходимости, планируется развертывание в Калининграде оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер». Кроме того, с территории Калининградского района, по заявлению президента России, также планируется осуществлять радиоэлектронное подавление системы ПРО.
Заявление Президента России легко объясняется очень легко: развертывание системы ПРО в Польше и Чехии несет прямую угрозу российскому ядерному потенциалу. Разумеется, 10 ракет-перехватчиков GBI, которые планируется разместить в Польше на первом этапе, и даже 50 таких ракет, не смогут парировать полномасштабный удар российских РВСН и подводных ракетоносцев, но значение этих ракет-перехватчиков неизмеримо возрастет после возможного первого ядерного удара по России со стороны США. В этом варианте ракеты-перехватчики ПРО будут иметь дело с крайне ограниченным количеством ракет, сумевших уцелеть после первого удара, что позволяет США рассчитывать на успех, и впервые после 50-х годов – на победу в ядерной войне.
Оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер» уже давно рассматривался в качестве одного из вариантов ответа на возможное появление в Восточной Европе элементов системы ПРО США. Дальность действия «Искандера» в базовом варианте – 300 километров. По мнению авторитетных специалистов-ракетчиков, дальность полета штатной баллистической ракеты «Искандера» легко довести до 500 км и более, в случае если Россия решит разорвать договор об РСМД от 1987 года. Кроме того, «Искандер» может оснащаться не только баллистическими ракетами. Комплекс может запускать и крылатые ракеты большой дальности – пуски КР Р-500 с «Искандера» уже проводились на испытаниях. Потенциально, дальность действия комплекса с крылатыми ракетами может превысить 2000 километров, что позволит поражать цели почти на всей территории Западной Европы.
Мобильные пусковые установки «Искандера», размещенные в Калининграде, а, потенциально, и в Белоруссии, способны держать под угрозой внезапного удара, в том числе с использованием ядерных зарядов, большую часть территории Польши даже в стандартном варианте. Быстрое развертывание – несколько минут - и характеристики самой ракеты повышают вероятность поражения целей, особенно с учетом того, что основные цели – пусковые установки ракет-перехватчиков GBI – стационарные.
Развертывание в Калининграде «Искандеров» и систем радиоэлектронной борьбы наверняка не останется без ответа со стороны США. Первым шагом станет передача Польше ЗРК «Пэтриот» - договоренность о передаче Войску польскому батареи «Пэтриотов» (12 пусковых установок) с боезапасом в 96 ракет уже достигнута. Однако, «Пэтриоты» не гарантируют безопасность пусковых установок ракет-перехватчиков GBI, и, для надежной защиты системы США могут усилить ВВС Польши современными ударными самолетами, способными уничтожить «Искандеры» до пуска ими ракет. Не исключено также непосредственное размещение в Польше частей и соединений ВВС США.
Возможность подобного развития событий понимают и в России. Поэтому, наряду с размещением в Калининградской области ракетных комплексов «Искандер» и систем радиоэлектронной борьбы, следует ожидать укрепления группировки сухопутных войск и ВВС-ПВО, дислоцированной в Калининградском особом районе, как за счет доукомплектования имеющихся частей, так и за счет переброски резервов из внутренних округов.
Безусловно, такая эскалация приведет к росту напряженности в Восточной Европе. Фактически мы наблюдаем сейчас процесс восстановления европейского фронта Холодной войны, сдвинутого на несколько сотен километров к востоку. При этом нужно отметить, что Россия предупреждала о нежелательности и опасности размещения в Европе системы ПРО США уже много лет назад, постепенно повышая градус заявлений – от выражения сожаления по поводу отсутствия нормального диалога, до прямой угрозы при необходимости подавить развертываемую систему силой оружия. США же не находили иных отговорок, кроме бесконечного повторения мантры об антииранской направленности европейского района ПРО. При этом вопрос «почему система ПРО не может быть размещена в Турции» так и не получил внятного ответа.
Подбив результаты, имеем следующую картину мира: «Антииранская» система ПРО будет в ближайшие 2-3 года размещена в районе, явно недосягаемом для существующих и перспективных ракет Ирана, однако весьма удобном для перехвата ракет, запускаемых с европейской территории России в северном и северо-западном направлении. Непосредственными «клиентами» этой системы являются 28-я, 54-я, 60-я и другие дислоцированные на запад от Урала дивизии РВСН. И простой подсчет ракет, показывающий, что на каждый американский перехватчик GBI приходится по несколько «Тополей» и «соток», ответом не является – такое соотношение сил сохраняется только вплоть до первого ядерного удара. А соблазн нанести такой удар при наличии системы, защищающей от возмездия – очень велик. Остается надеяться лишь на то, что новая администрация США услышит аргументы России и согласится с необходимостью выработки механизма коллективной безопасности в Европе. В противном случае последствия будут труднопредсказуемы.
Илья Крамник, военный обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.