Уйти, оставаясь непонятым
Прощальный вояж американского президента в Ирак и Афганистан, запомнится, по крайней мере, в этих странах, надолго.
Дело здесь не в башмаках, запущенных в Джорджа Буша во время его пресс-конференции в Багдаде, и даже не в унизительном публичном выклянчивании денег афганским президентом Карзаем, который и так уже истратил не один миллиард американской помощи. Дело в том, что за все тридцать с небольшим лет после окончания вьетнамской войны, американская военная политика не выглядела такой беспомощной и несостоятельной, а ознакомление с ее результатами непосредственными авторами – таким показательно неприглядным зрелищем.
Многомиллиардные ежемесячные затраты США на войну в Ираке и Афганистане в условиях финансового кризиса и на фоне попрошайничества Карзая, выглядят настоящей пощечиной американскому общественному мнению. Благо сами эти кампании были бы успешными, а то ведь за все годы реальные успехи можно буквально пересчитать по пальцам, причем одной руки. Исчезновение с политической арены иракского режима и режима талибов еще не означает, что регион полностью застрахован от появления таких режимов в будущем. А на место одному Бен Ладену (который успешно скрывается в где-то в горах и не факт, что не в афганских) пришли убитый двумя годами ранее аз-Заркауи, ныне здравствующий Абу Айюб аль-Масри и еще десятки более или менее известных экстремистских лидеров. Терроризм стал нормой жизни в обширном регионе и продолжает оставаться серьезным фактором, дестабилизирующем обстановку во все большем числе стран. Теракт в Мумбае в этой связи является прямым отголоском афганской и иракской кампаний, и всем уже давно понятно, что американских солдат на каждого террориста не хватит.
Да и социальный облик самого современного террориста претерпел определенную эволюцию. Грань, отделяющая озлобленного бытовым неустройством и униженного чужестранным военным присутствием среднестатистического иракца, афганца или пакистанца, который с легкостью броска ботинка может перейти из категории законопослушного гражданина в категорию опасного преступника, настолько ничтожна, что потенциальными террористами сегодня является чуть ли не подавляющее большинство населения.
Сегодня на свое отношение к американскому военному присутствию мусульманская улица голосует ботинком, а завтра – автоматами Калашникова или «коктейлями Молотова».
Сегодня тот парень, что удачно не попал в американского президента, - Мунтада аль Саиди - стал настоящим героем мусульманской улицы. На Востоке человека, осмелившегося выступить против ненавистных захватчиков, а именно так был расценен поступок иракского репортера простыми гражданами во многих арабских, и не только арабских странах, всегда почитали особо. Не исключено, что про него сложат песни, а его портреты будут красоваться на майках или лобовых стеклах легковых машин и автобусов.
Между прочим, где-то на конец года был запланирован визит Буша и в страны Южного Кавказа. Но Грузию, по-видимому, пронесло. Объясняться за то, почему грузинам сначала обещали скорое членство в НАТО, а потом передумали, будет уже Обама.
Как, впрочем, объясняться перед иракцами, афганцами, пакистанцами… да и перед своими гражданами - за то, почему «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Ильгар Велизаде, политолог (Азербайджан)
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции