Чем завершится операция «Литой свинец»?
На Ближнем Востоке вновь льется кровь, гибнут ни в чем не повинные люди, среди которых немало детей, стариков, женщин. Число погибших исчисляется сотнями.
Израиль заявляет, что намерен таким образом уничтожить всю военную инфраструктуру движения ХАМАС, вплоть до «полного прекращения его террористической активности». Авиаудары сменились наземной операцией, а главное - не видно конца эскалации конфликта. Телесюжеты, поступающие из далекого региона, не только удручают, но и не сулят ничего оптимистичного. Чем же завершится операция «Литой свинец?»
Когда три года тому назад тогдашний премьер – министр Израиля Ариэль Шарон решил вывести из сектора Газа израильские войска и ликвидировать существовавшие там еврейские поселения, это выглядело по отношению к палестинцам как жест доброй воли: Израиль добровольно отдает им одну из двух частей того палестинского государства, которое должно было быть создано согласно всем ооновским и другим международным планам.
Однако все произошло в точности до наоборот. Вместо усиления позиций умеренных палестинских сил, согласных на дальнейшее сотрудничество с Израилем в рамках диалога, имеющего целью достижение мирного урегулирования, свои позиции укрепили радикалы, в первую очередь ХАМАС, представивший народу уход израильтян из Газы как результат своей героической борьбы. Более того, ХАМАС победил на парламентских выборах, сформировал правительство, стал доминирующей силой в Газе, а затем в 2007 г. в итоге короткой междоусобной войны разбил и выгнал из Газы ФАТХ – ту самую умеренную группу, созданную когда-то Ясиром Арафатом, которая когда-то безраздельно господствовала в палестинском национальном движении.
В результате возникла совершенно парадоксальная ситуация: на Западном берегу власть принадлежит умеренным силам, признающим Израиль в качестве партнера по переговорам во главе с лидером ФАТХ Махмудом Аббасом – законным главой Палестинской администрации; в Газе – тоже вполне легитимное, опирающееся на парламентское большинство правительство , сформированное движением ХАМАС, которое отказывается вообще признавать Израиль как государство и согласно в лучшем случае лишь на установление временных перемирий.
Необходимо понять, что ХАМАС – это не просто национальное сопротивление, как ФАТХ, а исламское движение, возникшее как филиал египетской организации «Братья – мусульмане». Члены этой организации – бесстрашные идейные бойцы, для которых смерть во имя святого дела – величайшее счастье. В их понятии еврейское государство на палестинской земле вообще не имеет права на существование, а евреи – средоточие мирового зла, по вине которых произошли все революции и обе мировые войны. Лишенные возможности вести настоящую войну с неизмеримо превосходящими силами Израиля, ХАМАС и другие родственные ему группировки на всем протяжении многих лет осуществляли акции смертников – «шахидов» на территории Израиля, параллельно обстреливая близлежащие израильские города ракетами «Кассам». Это неуправляемые самодельные ракеты, которые бьют просто по площадям, по большей части разрываются на полях и пустырях, но иногда попадают и в дома, убивая в год по несколько жителей Израиля и держа в постоянном напряжении население, вынужденное то и дело прятаться в убежищах. Именно эти ракетные обстрелы, вызывающие растущее возмущение в Израиле, и стали поводом для начала военной операции со столь грозным названием.
Но самое удручающее заключается в том, что Газа, где на территории 360 кв. км. проживает полтора миллиона человек, фактически не имеет экономики, живет за счет внешних средств. В самом секторе огромная безработица, крайне низкий жизненный уровень. Расчет израильтян понятен: показать, что там, где власти согласны сотрудничать и продолжать переговоры об урегулировании конфликта, существуют перспективы подъема экономики и политического соглашения, а там, где господствуют экстремисты, населению, кроме деградации, нищеты и полного коллапса, ждать нечего. Единственный выход – избавиться от ХАМАС, доведшего его до такого состояния.
Но расчет и здесь не оправдал себя: жители Газы, терпящие бедствие и находясь в критическом положении, проклинают не ХАМАС, а Израиль и Соединенные Штаты Америки. Парадоксальность ситуации состоит и в другом. Те же умеренные власти Махмуда Аббаса на Западном берегу тоже не смогли доказать палестинскому народу, что их политический курс привел к каким- то позитивным результатам. В главном вопросе – об урегулировании конфликта и создании палестинского государства – дело не сдвинулось с мертвой точки, а заявленные Джорджем Бушем, Махмудом Аббасом и Эхудом Ольмертом год тому назад на конференции в Аннаполисе обещания добиться создания такого государства уже в 2008 г. оказались пустым звуком. Это не могло не отразиться на положении в регионе. Палестинские ракеты стали падать на израильскую территорию десятками почти каждый день.
Чего же добиваются лидеры ХАМАС, прекрасно знающие, как ведет себя Израиль в подобных условиях, понимая, что ответный удар последует незамедлительно? Наиболее вероятная версия состоит в том, что в Газе ставят перед собой несколько целей. Во-первых, втянуть израильтян в военные действия, в которых армия понесет большие потери. При этом ясно, что весь мир будет осуждать Израиль за агрессию. Во-вторых, изменить в свою пользу положение на Западном берегу, вызвать там широкое возмущение братьев-палестинцев, а возможно, и развязать «третью интифаду». В этом случае полное политическое поражение Махмуда Аббаса обеспечено, и его очень легко обвинить в капитулянтстве и пораженчестве. Что же касается жертв и гибели тысяч палестинцев, то это никогда не смущало ХАМАС. Лидеры движения знают, что они обречены – все их предшественники были убиты ракетами с израильских вертолетов. Они к этому готовы, так же как и к тому, что наибольшие страдания выпадут на долю мирного палестинского населения.
Чего же добивается Израиль? Необходимо помнить, что в феврале этого года в стране пройдут выборы в парламент. Сейчас у власти находится коалиция, в которой главную роль играет созданная Шароном партия Кадима. Ее лидер Эхуд Ольмерт уходит с политической арены в связи с обвинениями в коррупции. Победа его партии означает, что премьером станет министр иностранных дел Ципи Ливни. Однако опросы показывают, что победу может одержать партия Ликуд во главе с ее лидером, бывшим премьером и жестким политиком Биньямином Нетаньяху. Чтобы не допустить этого, Кадима должна в условиях, когда возмущенное население требует обеспечить безопасность страны и добиться прекращения ракетных ударов, показать жесткость и решительность. Если удастся разгромить ХАМАС и покончить с запусками хамасовских ракет, Кадима имеет шанс на победу. Однако есть и третий игрок – лидер входящей в правящую коалицию партии Авода, десятилетиями стоявшей у власти, отставной генерал и экс-премьер Эхуд Барак. Сейчас он – министр обороны, и считается, что именно Барак разработал операцию в Газе и руководит ею. Если операция закончится успешно, не исключено, что именно Эхуд Барак, а не Ципи Ливни или Нетаньяху сможет возглавить правительство.
В связи с этим возникает главный вопрос: каковы последствия успеха израильтян в Газе? Трудно сомневаться в том, что израильская армия в состоянии, пусть ценой немалых потерь, разгромить отряды ХАМАС. Но чем все это может завершиться?
ХАМАС уйдет в подполье и будет вести партизанскую войну, хуже того – опять начнет посылать в Израиль террористов – смертников. Опыт показал, что перманентная оккупация сектора Газа невозможна. Ведь недаром Шарон решил уйти из этого «проклятого места». Вряд ли удастся в ближайшее время и установить в Газе власть ФАТХ во главе с Махмудом Аббасом. Авторитет последнего упадет еще ниже, если израильтяне, разбив ХАМАС, фактически силой будут насаждать в Газе власть ФАТХ. А перспективы мирного процесса, и так сейчас близкие к нулю, исчезнут вообще на долгие годы. Палестино-израильский конфликт выявил и полную беспомощность международных организаций, различных «ближневосточных квартетов» , посреднических миссий , а также никчемность громких заявлений различных политиков.
Ясно и очевидно одно. Мир в этом регионе может наступить только тогда, когда будут созданы все условия для существования независимого Палестинского государства во главе с авторитетной политической силой, проводящей взвешенную политику, но при этом способной защищать свои национальные интересы и территориальную целостность. И в огромной степени это зависит от позиции Государства Израиль, где должны понять, что другого пути просто не существует.
Фикрет Садыхов, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.