The New York Times: «Когда администрация Буша сказала «да» использованию радара в Азербайджане, Россия поменяла свой ответ на «нет»
Самым важным является тот факт, что Россия утверждает свою сферу влияния в близлежащих странах.
Когда администрация Буша сказала «да» на предложение сотрудничества с Россией по ПРО с использованием радара в Азербайджане, Россия поменяла свой ответ на «нет», если только администрация не откажется от планов по сотрудничеству с Польшей и Чехией. Для России дело было в возможности влиять на происходящее в странах бывшего Варшавского договора, а не в самой системе ПРО. Прошлогодняя война в Грузии лишь подтвердила этот жесткий посыл, передает inosmi.ru со ссылкой на The New York Times.
Центрально-европейские страны поняли, в чем смысл. Они кое-что знают о российской «сфере влияния», и знают, что не собираются ее терпеть. Польша и Чехия никогда, на самом деле, не хотели установки систем ПРО - они хотели «железного» присутствия Америки и гарантий безопасности помимо тех, что сейчас предлагает НАТО.
Уж кто-кто, а европейцы принимают во внимание важность истории: спустя 60 лет после 1939 года поляки по-прежнему не верят, что Западная Европа в одиночку сможет защитить их - они хотят соглашения с Америкой. Система ПРО была способом получить это соглашение.
Западноевропейские страны тоже поняли, в чем смысл - но их точка зрения на проблему другая. Поддержка американской ПРО в Центральной Европе означала поддержку жителей центрально-европейских стран в их кажущихся чересчур эмоциональными и ошибочными воплях о защите от России. Подобная поддержка напрямую противоречит предпочтительной западноевропейской стратегии построения партнерских отношений с Россией, которые предусматривают сотрудничество взамен конфронтации.
Отказ от системы ПРО - была ли она разработана для защиты от иранской угрозы или нет - в Западной Европе посчитали букетом для России.
Э.Рустамов