Айдын Мирзазаде: «Дестабилизация ситуации в Азербайджане накануне выборов нереальна»
Интервью 1news.az с заместителем председателя комитета Милли Меджлиса по обороне и безопасности Айдыном Мирзазаде
- Недавно в Азербайджане прошли муниципальные выборы, и теперь на очереди парламентские выборы, до которых остается порядка 10 месяцев. Позволяет ли нынешняя обстановка в стране утверждать, что предстоящие выборы пройдут в нормальной обстановке, а их результаты будут приняты всеми сторонами?
- В Азербайджане сложился трехлетний избирательный цикл – вначале проводятся президентские выборы, затем муниципальные и парламентские. Сейчас осталось провести последние, парламентские выборы очередного такого цикла. Официально выборы начнутся за 75 дней до даты голосования, но нет сомнений, что неофициально различные партии уже начали свою подготовку. Я считаю, что в нашей стране уже укоренилась точка зрения о возможности прихода к власти только путем выборов, и это не может не радовать. Выборы – это соревнование, и побеждают в нем те, чьи взгляды и политические программы находят поддержку большинства общества. Демократия – это власть большинства, хотя важной ее составляющей является уважение прав и мнений меньшинства. Что касается признания результатов выборов, то даже в передовых странах Европы нет случаев, чтобы все без исключения остались довольны итогами прошедших выборов. Всегда находятся недовольные, и это вполне нормально. Однако все вопросы и претензии должны разрешаться в рамках закона. Сегодня в Азербайджане имеется Конституция, отвечающая современным требованиям, есть Избирательный кодекс, позволяющий проводить выборы на самом высоком уровне. Тот, кто недоволен чем-то, может обратиться за защитой своих прав и интересов в соответствующие инстанции, или обратиться к политическим средствам. Приятно, что у нас от выборов к выборам совершенствуются избирательные технологии, методы подготовки и участия. Это указывает на существование в Азербайджане демократии.
- Вы сказали, что на любых выборах бывают недовольные. Кто несет ответственность, если недовольная сторона представит более веские аргументы, нежели противоположный лагерь?
- Естественно, лица, отвечающие за проведение выборов. Такое бывало и в отечественной практике. В округах, где зарегистрированы факты вмешательства в ход выборов, итоги голосования были аннулированы, а ответственные лица несли наказание по закону. Так что если кто-то располагает конкретными фактами нарушений, то, думаю, проблем с восстановлением своих прав у него не будет.
- Однако чаще всего меры в отношении должностных лиц, допустивших фальсификации, не устраивают другую сторону, которая требует более радикальных санкций.
- Наказание лиц, допустивших нарушение закона, осуществляется в рамках закона. Такие вопросы не могут решаться по чьей-то прихоти, на это существует Уголовный кодекс. Мы должны научиться подчиняться закону и уважать его. Еще раз подчеркну, что и нынешние реалии, и действующее избирательное законодательство позволяют провести демократические и справедливые выборы, в этом не может быть сомнений.
- Возможно, что и накануне парламентских выборов, как прежде, будет поставлен вопрос о внесении изменений в Избирательный кодекс, особенно в плане пересмотра формата избирательных комиссий. Будут ли внесены такие изменения?
- Действительно, периодически различные политические группы выступают с инициативой внесения изменений в избирательное законодательство, и эти предложения рассматриваются в парламенте. Так что кто выступает за такие изменения, может передать свои предложения через депутатов. Данный вопрос относится к компетенции парламента.
- Как вы смотрите на организацию избирательных комиссий на паритетной основе?
- Такой вариант имеет множество недостатков. Авторы этого предложения настаивают на том, чтобы комиссии были поровну составлены из представителей правительства и оппозиции. Однако уместен вопрос, каковы критерии принадлежности к оппозиции и к правительству. Перед законом все равны, независимо от политической принадлежности. Никто не может по своему усмотрению делить людей на оппозицию и правительство. Те, кто сегодня имеют себя оппозицией, завтра могут оказаться у власти, и наоборот. И потом, если та ил иная партия пересмотрит свой политический курс, то ее представитель, выходит, должен быть отозван из состава избирательной комиссии? А как быть с партиями, которые объявили себя центристскими? Наконец, если возникнет спор относительно итогов выборов, то при соотношении 50 на 50 как будет принято итоговое решение? При такой системе и Центральная избирательная комиссия окажется по сути недееспособной. Тем более что у нас члены комиссий при определении результатов выборов голосуют исходя не из данных протоколов, а согласно своей политической платформе, а попросту говоря, данной им партийной установке. Все это в конечном итоге обернется несостоявшимися выборами, возникнет кризис со всеми последствиями такого положения. Так что люди, предлагающие ввести паритетное формирование избирательных комиссий, попросту не задумываются, к чему это может привести. Поэтому я считаю существующий формат избирательных комиссий оптимальным с позиций нынешнего дня.
- А возможны ли накануне выборов какие-то революционные сценарии?
- Осуществление каких-то посторонних сценариев, разноцветных революций и других планов, апробированных ранее в других странах, в Азербайджане - невозможно. В Азербайджане существует устоявшаяся демократия, есть партии, серьезно относящиеся к выборам, к политике. Так что я считаю, что дестабилизация ситуации в Азербайджане накануне выборов нереальна, и парламентские выборы, как до этого президентские и муниципальные, будут проведены в демократическом ключе.
- Как можно оценить недавние жесткие заявления, адресованные Конгрессу США и Европейскому парламенту?
- Если какие-то международные организации ил парламенты зарубежных стран принимают решения по Азербайджану, то это значит, что они имеют интересы в нашей стране. Происходящее в Азербайджане внимательно отслеживается за рубежом. Сегодня наша страна относится к важным участникам международной политики. С другой стороны, азербайджанское общество может быть несогласно с теми ил иными моментами в таких заявлениях. Мы должны усиленно работать с международными организациями, чтобы добиться учета ими наши интересов.
Кямиль Хамзаоглу
2930