Рамаз Сакварелидзе: «По поводу открытия Ларсского КПП давление на Грузию оказывалось с разных сторон»
Эксклюзивное интервью 1news.az с грузинским политологом Рамазом Сакварелидзе
- Как Вы оцениваете открытие КПП «Верхний Ларс» и что это даст Грузии?
- Говорят, что транзит будет оплачиваться, хотя речь идёт о небольшой выгоде. Но тем не менее, открытие КПП имеет важное значение для Грузии, т.к. это является шагом к потеплению в российско-грузинских отношениях.
- Как заявила замминистра иностранных дел Грузии Нино Каландазе, КПП открыт по просьбе Армении…
- Это вполне естественно, Армения заинтересована в этой коммуникации, т.к. это единственная сухопутная дорога от России к Армении для доставки грузов.
- Возможен ли такой вариант, при котором Армения эту дорогу будет использовать для перевозки оружия?
- Мы ведь даже визы не выдаём этим субъектам, так что в любом случае, ответственность будет лежать на российской стороне. Но власти уверяют, что такого развития событий не будет. Хотя в экспертных кругах Грузии высказывались сомнения, что именно эти грузы могут оказаться фактором дестабилизации в регионе. С другой стороны озвучиваются мнения, что Армения в прибавлении вооружения с российской стороны в настоящий момент фактически не нуждается. Поэтому этот подобный интерес в «Ларсском проекте» отсутствует.
Что же касается нашего руководства, то тут давление на него оказывалось с разных сторон. Не надо забывать и то, что нас к этому шагу призывал и Запад, который заинтересован в урегулировании как грузино-российских, так и армяно-азербайджанских взаимоотношений. Запад действует по формуле: чем больше будут удовлетворены интересы, в основном экономические, тем меньше шансов на возобновление конфликта. Поэтому, для Запада такого рода шаги являются способствующими миру, а не войне.
- Нино Каландадзе комментируя этот вопрос заявила, что с точки зрения безопасности мы будем проводить довольно жесткую политику. Какую жесткую политику в этом отношении может проводить МИД и вообще грузинское правительство?
- Если не ошибаюсь, это касалось безопасности на территории Грузии. Вы помните, что были опасения в основном со стороны населения того региона, что российские транспортные эшелоны могут спровоцировать какой-либо конфликт на территории Грузии. В ответ на такого рода опасения и было сделано такое заявление.
- Есть опасение, что Цхинвальские сепаратисты приберут к рукам Казбегский район, Трусовское ущелье и Коби-Гудаури, которые они считают исконно-осетинской территорией. Вы такой вариант исключаете?
- Конечно, исключать что-либо очень трудно, но для того, чтобы поднять руку на эти территории нет необходимости в Ларсском КПП. В Цхинвальском регионе стоят российские вооруженные силы, открыт Рокский тоннель и, в принципе, там проблем в российском факторе нет. Так что, с этой точки зрения «Ларсский процесс» ничего не добавляет к Цхинвальским претензиям.
- Кстати, армянские СМИ не скрывают, что армяне пообещали осетинам, что «найдут документы, подтверждающие принадлежности этих земел аланам», т.е. осетинам. Известно, что армяне большие мастера на такие фальсификации и как наше правительство могло пойти навстречу такому соседу?
- Над чем задумывается грузинская власть после августовской войны 2008 года сказать трудно и тут удивляться не стоит. Власть состоит из людей, а люди ошибаются.
- Как вы считаете, было ли согласовано открытие Ларсского КПП было с нашим другом и соседом Азербайджаном?
- Честно говоря, я информацией по данному поводу не обладаю, но знаю, что Азербайджан всегда критически относился к этому факту и на уровне правительства и на уровне его реализации. Но естественно, это внутреннее дело Грузии и если власти решили поступить именно так, то критика со стороны Азербайджана не смогла бы остановить их в любом случае.
- Но разве Грузинские власти не должны были учесть хотя бы то, что во время августовской войны наши города бомбили самолёты, взлетавшие с армянской территории, с российской базы в Гюмри, а Азербайджан при этом занимал объективную позицию?
- То, что этот проект может стать фактором ущемления азербайджанских интересов, только версия, которую еще надо доказать. За столом переговоров руководствоваться такой версией трудно, также как и убедить другую сторону, в том числе и западных партнёров, которые также настаивали на открытии Ларсккого КПП.
Фридон Дочия, собкор 1news.az в Грузии
4387