Если эскалацию не остановить, то неприятные варианты в Нагорно-Карабахском конфликте весьма возможны – МИД РФ - ДОПОЛНЕНО
БАКУ, 29 мар - 1NEWS.AZ
В зоне армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта действительно фиксируется рост напряженности, учащение перестрелок по сравнению с периодом прошлого года, если взять этот период или более поздний, считает директор Четвертого (Кавказского) департамента стран СНГ МИД России Андрей Келин.
Об этом, как сообщает 1news.az, он заявил в эфире радиостанции «Голос России».
«Конечно, есть основания для опасений в том плане, что они могут при определенных условиях перерасти в нечто более крупное. Но в целом, еще раз хотел бы сказать, ситуация не так плоха, как она была в прошлом», - отметил он.
Отвечая на вопрос ведущего радиопередачи о том, нет ли сегодня опасности "разморозки" конфликта между Арменией и Азербайджаном, Келин отметил, что это тот вопрос, над которым все, кто к этому причастен, очень серьезно думают.
«В первую очередь, это руководители Азербайджана и Армении, без сомнения, руководители Российской Федерации. Как вы могли заметить, президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев лично сейчас вовлечен», - сказал он.
Келин также отметил, что за последний период времени Медведев провел уже шесть встреч, и планируются другие.
«А подготовительными работами каждой из этих встреч руководит лично министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров, потому что именно он является генератором здесь идей. Речь идет об отработке принципов урегулирования. Задача состоит в следующем. В свое время были отработаны Мадридские принципы. С тех пор они достаточно видоизменились. Но мы идем именно по этой канве, которую в свое время предложили посредники от Минской группы, то есть, от России, Франции, Соединенных Штатов. Они составили первый набор. И дальше наши руководители пытаются конкретизировать, и достаточно продуктивно работают. Это очень кропотливое дело. Действительно проводятся часы совместных встреч с тем, чтобы небольшие формулировки постепенно отточить. Но эта работа без сомнения нужная. Она должна обязательно выполняться», - отметил представитель МИД РФ.
По его мнению, данная дипломатия может быть охарактеризована как трехсторонняя.
«Конечно, мы сочетаем свою работу с деятельностью официально уполномоченной Минской группы ОБСЕ, потому что это, в общем, международные усилия. А сейчас именно тот этап, когда инициативу необходимо взять в свои, то есть в наши, российские, руки с тем, чтобы буквально вести стороны шаг за шагом к мирному соглашению. Потому что, когда отработаны принципы, начнется составление мирного соглашения на базе этих принципов. А потом уже здесь возможны позитивные развязки.
Но как я говорил в начале нашей беседы, напряженность есть. На границах. Есть достаточно воинственные высказывания, причем с обеих сторон. Надо сказать, что пугает? Если эту эскалацию не остановить, то неприятные варианты весьма возможны. Поэтому мы делаем все, чтобы этого не было», - отметил он.
Отвечая на вопрос о том, насколько соседние Турция и Иран заинтересованы в стабильности, чтобы "разморозки" не произошло, Келин отметил, что данные страны весьма заинтересованы, и не раз предлагали свои услуги подключиться, как-то помочь.
«Но дело не в том, кто, вернее, сколько стран будет сейчас участвовать в этих процессах посредничества. Все зависит от самих сторон конфликта. То есть, от Армении и Азербайджана. Надо, чтобы там победила политическая воля к диалогу и урегулированию», - считает он.
«Поэтому, может быть, чем меньше внешних мнений здесь будет присутствовать на столе, тем проще лидерам двух стран будет договориться. Сейчас мы ясно видим, что им достаточно просто договариваться при посредничестве Дмитрия Анатольевича Медведева», - добавил представитель МИД РФ.
По мнению Келина, в данном случае Мевдедев выступил в роли человека, который устраивает обе стороны и очень тонко ведет совместный диалог.
«Именно это и происходит. Поэтому роль нашего президента всячески поддерживают и другие члены Минской группы - и Соединенные Штаты, и Франция, конечно. И то, что мы слышим, это пожелание: "Пожалуйста, продолжайте», - сказал он
В то же время, по словам представителя МИД РФ, большого оптимизма российская сторона не испытывает, потому что, наверное, этот конфликт - самый сложный из всех, которые были на постсоветском пространстве.
«[Конфликт] застарелый. И действительно его разрулить - крайне нелегко. Сейчас идет переговорная фаза. Хотелось бы надеяться, что, по крайней мере, будут выработаны принципы, если, конечно, не будет смены приоритетов и не будет резких откатов в политических настроениях в этих странах, что тоже возможно. Возможна смена власти. Когда власть меняется, естественно, она по-другому смотрит, она как бы ревизует уже сделанное. Но будем надеяться, что этого не произойдет», - добавил Келин.
Характеризуя роль России и ее линию в регионе Южного Кавказа на ближайшую перспективу, Келин отметил, что линия очень простая, какие бы заумные мнения ни высказывали различные эксперты.
«Нам нужна стабильность и процветание на Кавказе. Эта долгосрочная доминанта нашей политики останется всегда. И никаких игр мы здесь не ведем. У нас есть масса документов на этот счет. У нас есть трехлетняя, двухлетняя и ежегодная программы по продвижению интересов России, но дело не в программах. На самом деле мы действительно сейчас выполняем очень серьезную роль фактически в каждой из этих стран, особенно после августа 2008 года. Можем сказать, что Россия чувствует себя достаточно уверенно на Кавказе в политическом, военном и экономическом плане. Мы вернулись в этот регион. В любом случае, даже из того, что мы с вами наговорили, без нас сейчас в Закавказье ничего нельзя сделать», - отметил представитель МИД РФ.
По его мнению на Кавказе без России, не будет ни мира, ни стабильности.
«Этот вывод будет совершенно правильный. За прошедшие годы действительно проделана огромная работа по возвращению России и по усилению ее политической роли на Кавказе. Это очень важно, как мне кажется», - резюмировал он.
А.А.