Иран играет с огнем – Фикрет Садыхов
БАКУ, 20 фев – 1NEWS.AZ
Реакция Тегерана на планы Евросоюза ввести с июля текущего года эмбарго в отношении поставок иранской нефти является адекватной.
Об этом 1news.az заявил политолог, профессор Западного университета Фикрет Садыхов, комментируя прекращение поставок иранской нефти британским и французским компаниям.
Напомним, что главы МИД и лидеры 27 стран Евросоюза 23 января на встрече в Брюсселе одобрили эмбарго на поставки нефти из Ирана. В рамках этого пакета санкций предполагается, что к 1 июля все члены Евросоюза, закупающие нефть у Тегерана, должны будут полностью свернуть импорт из этой страны.
«Предпринятый Ираном шаг является ответом на предстоящее эмбарго. Более того, иранские власти сами уже заранее говорят о своей готовности прекратить поставки нефти некоторым европейским государствам. Это, естественно, всполошило европейские государства, которые могут вскоре собраться и пересмотреть это свое решение.
Тегеран заявил о прекращении поставок нефти в Великобританию и Францию – это в ответ на решение об июльском так называемом эмбарго. Они как бы опередили, решили, так сказать, изначально проявить инициативу и сами прекратили эти поставки, исходя из антииранской позиции этих стран, в частности, Великобритании и Франции», - сказал Ф.Садыхов.
По его словам, заявление Евросоюза о возможности введения эмбарго продиктовано опасениями по поводу обогащения урана Ираном, который, согласно требованиям европейских государств, должен до июля пересмотреть принципы своей ядерной программы.
«А Иран на это ответил, что я могу и до вашего эмбарго, фактически, наложить запрет на поставки нефти в Европу, и от этого будет хуже вам, а не мне, потому что значительная часть поставок иранских углеводородов идет в Китай. То есть от введения эмбарго, в принципе, Иран не очень проиграет», - подчеркнул профессор.
По словам Ф.Садыхова, Иран, в любом случае, параллельно проводит очень гибкую дипломатическую линию, «потому что они написали письмо в Евросоюз и сейчас эта шестерка государств – 5 постоянных членов Совета безопасности ООН плюс Германия, которая занимается ядерной программой Ирана, собираются встретиться и рассмотреть этот вопрос, обсудить детали дальнейшего развития потенциала ядерной программы Ирана».
«То есть, с одной стороны Тегеран как бы проявляет жесткость и очень адекватно реагирует на позицию Европы, с другой – как бы проявляет гибкость и пытается прийти к какому-то компромиссному решению, учитывая то, что иранское руководство твердо поставило перед собой задачу развить ядерную программу», - отметил политолог.
Ф.Садыхов также прокомментировал проводимые иранской стороной с МАГАТЭ переговоры по выявлению военного характера ядерной программы Тегерана и параллельные с этим планы по развертыванию тысячи новых центрифуг по обогащению урана нового поколения в подземных бункерах объекта Форду, расположенных близ города Кум, и введенного 15 февраля в эксплуатацию первого каскада центрифуг в другом иранском ядерном центре – Натанз.
«Это говорит о том, что иранская дипломатия реализует параллельный курс взаимоотношений с европейскими государствами, с Западом. С одной стороны Иран наращивает свой ядерный потенциал, с другой стороны как бы приглашает инспекторов МАГАТЭ, вступает в переговоры, пишет письма и как бы демонстрирует готовность к сотрудничеству в сфере контроля над своим ядерным потенциалом», - подчеркнул профессор.
При этом он отметил наличие очень важной детали, а именно, игры Тегерана с огнем.
«Если Иран думает, что это поможет все-таки ему создать ядерную бомбу после такого значительного обогащения урана - свыше 20 процентов, и что это пройдет безнаказанно, то он ошибается.
Потому что где-то в определенной степени Иран сегодня играет с огнем.
При всей гибкости иранской дипломатии, при всех ее политических принципах, стремлении обогатить уран и создать ядерную промышленность, при всем этом он очень сильно рискует, потому что Европа, Запад, США очень обеспокоены этим фактором и по этому поводу принято уже несколько резолюций даже Совбеза ООН по ядерной программе. Есть решение Евросоюза о введении с июля санкций - эмбарго, если Иран не прекратит это обогащение.
И опять же повторяю, конечно же, проводимая официальным Тегераном политика может привести к обострению ситуации в этом регионе. И в отношении Ирана могут быть приняты более серьезные санкции, что, конечно же, сделает, практически, невозможным никакое обогащение ни ядерного потенциала, ни вообще какое-либо развитие», - сказал Ф.Садыхов.
По его словам, Запад твердо убежден сегодня в том, что допускать развития ядерного потенциала Ирана нельзя.
«И они будут делать все необходимое, все возможное, применять политические и дипломатические методы, вводить экономические санкции, и если даже придется, использовать и военный потенциал для того, чтобы остановить это развитие.
Неслучайно сейчас мы уже знаем о том, что у берегов Ирана курсируют американские авианосцы с десантниками на борту. Это все ведь не случайно и когда-нибудь это может взорваться. Это же должны все официальные лица в Иране понимать и учитывать.
Я все же надеюсь на здравый смысл, на логику, на разум, потому что подобное развитие событий и вот такое столкновение и вступление в противоречие и в конфликт с Западом могут привести к очень печальным последствиям, и в Тегеране должны это понимать и учитывать», - резюмировал Фикрет Садыхов.
Расим Бабаев, Ф.Б.