О проекте «Сад Бакинских ханов» и истории обнаруженного при раскопках старинного хамама – ФОТО | 1news.az | Новости
Экономика

О проекте «Сад Бакинских ханов» и истории обнаруженного при раскопках старинного хамама – ФОТО

09:52 - 28 / 07 / 2020
О проекте «Сад Бакинских ханов» и истории обнаруженного при раскопках старинного хамама – ФОТО

Не так давно в рамках нашего интервью с руководителем аппарата Управления государственного историко-архитектурного заповедника «Ичеришехер» Риадом Гасымовым мы узнали о новом парке – историческом проекте, работа над которым велась последние несколько лет. «Сад Бакинских ханов» был спроектирован архитектурной компанией MANARCH. Подробнее об этом проекте нам рассказал основатель компании Ильгар Манафсой.

«Как вам известно, археологические раскопки на территории Ичеришехер ведутся уже давно. Хамам, раскопки которого были проведены в 2015 году, является результатом подобных археологических работ.  К реставрационным работам были привлечены специалисты австрийской компании Atelier Erich Pummer GmbH, по рекомендации которых было принято решение восстановить разрушившийся купол по имеющимся архивным материалам и архитектурным обликам аналогичных хамамов региона. Архитектурное убранство внутри хамама было передано посредством слияния реставрационных работ и технологий дополнительной реальности. Для последних были привлечены специалисты бельгийской компании Alfavision, которые являются одними из ведущих в этой сфере. Воодушевившись успехом реставрационных работ и принимая хамам за доминанту внушительной части крепости, руководством Ичеришехер было предложено благоустроить прилегающую к хамаму территорию, что составляет 7500 кв.м открытого городского пространства, соединяющегося с уже имеющимся парком имени А.Азимзаде. 

«Любой успешный проект начинается с систематизации его участников и четкого разделения ролей внутри команды»

Помню, как в 2017 году на вопрос: «Когда должен быть представлен проект?» - нам дали короткий, но содержательный ответ: «Вчера». В итоге нам удалось договориться на сроке в одну неделю для первичной презентации, что довольно экстремально для проекта подобного масштаба. Именно тогда в студии появился самодельный диван-раскладушка (улыбается). Из офиса выбирались в дежурном порядке за самым необходимым. В итоге на седьмой день, разбирая наработанный материал, мы имели на руках презентацию на более чем ста страницах. Безусловно, в последующем многое в проекте было переосмыслено и переделано, но принципиальные решения и подход были заложены именно в период того семидневного марафона. 

Со дня получения технического задания до момента начала строительных работ большую часть времени занимали поиски архивных материалов, исторических предпосылок, примеров региональной архитектуры и аналогичного опыта архитекторов-современников.

Как часть городской среды, парк мысленно был разделен на следующие пространственные слои: регенеративный слой (озеленение), слой циркуляции (дороги и переходы), слои больших и малых архитектурных форм, слой исторической предпосылки и городской эргономики (скамьи, беседки и т.д). Было принято решение разделить участок на шесть самодостаточных уголков. Уголки с индивидуальными особенностями, такими как уличные выставки, площади и восточные сады, в целом сохраняют свою целостность и плавные переходы. Одной из незыблемых целей проекта было недопущение визуального конфликта либо посягания на доминанту исторического хамама. Именно поэтому на прилегающих участках не было посажено высоких деревьев.

Несомненно, проект имеет большую архитектурную ценность для города, и все решения принимались исходя из этого. По мере увеличения масштаба проекта, растут и факторы, влияющие на исполнение, такие как финансы, коммуникация между смежниками, а также влияние на устоявшуюся архитектурную среду. Тем самым передать задумку с листа бумаги на строительную площадку, пронося через все фильтры и инстанции, становится сложнее. Как и в любом проекте были идеи, которые остались на бумаге, либо были воплощены только частично, но при этом полагаю, что команде MANARCH удалось воплотить большую часть ключевых задумок.

Об уникальности и истории исторического хамама

Одна из уникальностей данного хамама заключена в его расположении  у ворот Гоша Гала. Дело в том, что именно через эти ворота в крепость въезжала большая часть караванов, направляющихся из таких городов, как Ширван, Шамаха и Сальяны, не случайно эти ворота еще называют Сальянскими. Предполагается, что купцы и сопровождающие караваны слуги в первую очередь принимали процедуры омовения в хамаме и уже потом допускались в город. В период, когда связь с внешним миром выстраивалась в основном за счет купцов, они же являлись потенциальными переносчиками различных болезней, таких как чума и холера. В этом аспекте расположение хамама у входа в крепость и обычай проведения водных процедур перед въездом в сам город являются показателями высокой гигиено-санитарной культуры Бакинской крепости ханского периода.

Зимой 1806 года именно из центрального портала Дворца Бакинских ханов и вышел последний из Бакинских ханов - Гусейнкули хан, направляясь на встречу с Цициановым для передачи ключей от крепости царской России. Как известно, церемония не состоялась. В тот же день на этот самый портал была нанизана голова Цицианова в качестве трофея. Спустя несколько лет, словно в наказание за соучастие, этот дворец будет превращен в казарму царской армии. Но даже тогда дворцу не был нанесен столь заметный урон. В советское время с целью реставрации было полностью снесно правое крыло Ханского дворца, восстановить которое, к сожалению, не удалось и по сей день. 

Именно попытка что-либо восстановить смещает акцент с прикладного процесса на процесс теоретических исследований. Как я уже отметил, большая часть процесса проходила в поисках. Точного описания комплекса, фотографий и достоверных материалов в Интернете практически нет. Поэтому основная часть информации была получена от специалистов, из архивов проектных институтов и старых книг. Именно в такие моменты понимаешь, как многое должно быть сделано в деле цифровизации наших исторических материалов.

Эти материалы помогли нам собрать данные о традициях восточного садоводства и элементах садовой эргономики. К примеру, одним из таких открытий для нас стала концепция Чарбаг (от Чахар - четыре, Баг - сад), которая стала центральным элементом зоны Ханского сада. Истоки Чарбага уходят в концепцию исламского рая, согласно которой центральным элементом в Эдеме является источник, из которого проистекают четыре реки: из воды, молока, меда и вина, каждая в разные стороны. В исламской архитектуре такие фонтаны часто располагались на пересечении четырех дорог.

В то же время имеются части, которые, к сожалению, восстановить не удалось. Одним из таковых является снесенное крыло Ханского дворца, которое, безусловно, укрепило бы доминанту центрального портала и усилило бы симметрию сада. 

Помимо ограничений бюджета и сроков, восстановлению мешали и выросшие на месте крыла высокие деревья. Кроме того, крыло закрывало собой большую часть вида, открывающегося на сад с основной улицы - Гоша Гала.

В качестве решения мы предложили не пытаться физически скопировать некогда былое здание, а лишь обыграть исторический облик за счет быстровозводимой инсталляции из металлических прутьев. Выросшие деревья можно было бы легко превратить в преимущество, придав инсталляции функцию оранжереи, которая за счет полупрозрачности решила бы вопрос визуального ограничения. Очень надеемся, что в будущем еще выдастся возможность вернуться к этому вопросу и удастся приблизиться к оригинальному облику еще на один шаг.

Об архитектурной ценности проекта

С культурно-исторической точки зрения ценность заключается в восстановлении облика значимой части Старого города, в частности, хамама и Дворцового комплекса. С урбанистической же точки зрения жители и гости города получили дополнительный место рекреации и времяпрепровождения в сердце города. Я думаю, нашим главным успехом в этом процессе является сохранение баланса между восстановлением исторического облика и обеспечением условий для отдыха современного городского жителя. Так как в некоторых аспектах эти два фактора контрастировали друг с другом. Чего нам не хотелось, так это создание искусственной имитирующей музейной среды, в которой жителям в итоге было бы просто неудобно находиться. Практика показывает, что лучший способ восстановить среду - придать ей правильную функцию. С другой стороны, мы понимали, что нет достаточного материала для восстановления абсолютно всех участков территории. В архитектуре, когда нет возможности что-то сделать, самое лучшее - не делать ничего. Кстати, этот подход мог бы спасти довольно много «отреставрированных» памятников в стране (улыбается). Короче говоря, мы очень скрупулезно относились к каждому вносимому изменению.

О проектировании «Сада Бакинских ханов» и его отдельных зонах

В процессе проектирования для облегчения коммуникации зоны были названы условно, в алфавитном порядке. Следовательно, имелись зоны от А до F. Попробуем по порядку. 

A - Арт-галери уголок. Расположение прямо у входа в крепость и непосредственный выход как на главную улицу Гоша Гала показались нам отличной площадкой для вечерних коктейльных мероприятий и арт-выставок. Вид, открывающийся на купола хамама и большую часть парка за счет разницы высот, также делает участок пригодным для обзорной площадки. По оригинальной задумке подразумевалось расположить параметрическую скамью-ковер. Функция ковра, как и его форма, не была предопределена: на нем должно было быть одинаково удобно сидеть, облокачиваться, лежать, что внесло бы непосредственность в среду. Но главным назначением можно назвать вид, открывающийся на стенды вокруг, с центральной точки.

B - Хамам-майдан. Примыкая непосредственно к хамаму, участок должен был аккуратно подыгрывать ему, нежели заявлять о себе. Поэтому на данном участке в первую очередь отказались от высокого озеленения. Уже на том этапе было принято решение следовать принципам майдана. С другой стороны, майдан отлично подходил для задачи, изначально поставленной клиентом - создать пространство для того, чтобы люди могли собираться на праздники и торжественные мероприятия. На лестнице, переходящей из зоны А, были также задуманы сидячие места, которые превращали ее в амфитеатр во время мероприятий.
 
C - Нимб-сквер. Пересечение через него всех основных межзональных переходов само по собе оттачивало его овальную форму. Нам оставалось лишь ее поддержать. Было принято решение так же отнестись к дереву - центральному элементу зоны, обхватив его нимбом, который функционально освещал участок, а также визуально защищал его, передав одну из фундаментальных подходов к проекту - сохрани то, что уже имеется.

D - Паттерн-сквер. Хаотичное расположение высоких деревьев по всему участку четко дало нам понять, что о традиционных приемах симметричного парка тут не может быть и речи. Задумка разделить сквер на паттерны-модули одинаковых размеров помогла нам «вписать» в него деревья.

E - Чарбаг. Напротив зоны D придворовой участок Дворца имел все признаки традиционного восточного сада: прямоугольные формы, центральный портал и симметричное строение комплекса. Водные элементы Чарбага еще более усилили присутствие традиционной атмосферы.

F - Дастан-сад. Название участок получил от здания творческой школы «Дастан», расположенной прямо посередине парка. Именно под влиянием этого здания и под нужды творческой школы и была создана среда. Первым решением было создать арочные проемы в стене, которая долгие годы отделяла участок от парка имени Азима Азимзаде, что визуально еще больше увеличило парк. Глыбы камней посреди парка тоже не имеют определенного значения, тем самым становясь удобными для нескольких функций одновременно. На них можно сидеть, к ним можно прислоняться, на них можно рисовать. Учитывая творческое направление школы «Дастан», мы решили, что ограничивать студентов тем или иным формализмом не стоит. Эти овальные глыбы символизируют естественную среду, пускай сами дополнят ее своим воображением, как это было десятки тысяч лет назад в Гобустане.

О компании MANARCH, проектах и планах на будущее

Компания MANARCH имеет опыт работы в различных проектах в области архитектуры, интерьера, ландшафта и городского планирования. Кроме того, команда уделяет время регулярным научным и экспериментальным исследованиям.

Несмотря на стилистические различия проектов по направлениям, студия остается верной своим ценностям эргономики и сохранения окружающей среды. Мы верим, что среда, в которой обитает человек, влияет на формирование его личности. Архитектура в этом смысле уникальный инструмент, который в правильных руках может оказать положительное влияние на формировании отдельных личностей либо общества в целом. Ибо среда, которую мы формируем, формирует нас.

Мы работаем над проектом благоустройства части Бакинского бульвара, а также над проектом частного комплекса отдыха в Габала. В то же время за летний период участились обращения по обновлению интерьеров кафе и ресторанов, несмотря на карантин. На данный момент мы принимаем активное участие в международных архитектурных конкурсах. Именно этот опыт помогает нам проектировать на расстоянии в период карантина», - рассказал основатель компании Ильгар Манафсой. 

И.Нармин

Поделиться:
5131

Последние новости

Все новости

1news TV