Фархад Мамедов на канале «Дождь»: «Это не захват, а освобождение азербайджанских территорий» - ВИДЕО
Азербайджанский политолог и эксперт дискуссионного клуба «Валдай» Фархад Мамедов прокомментировал в эфире телеканала «Дождь» сложившуюся на фронте ситуацию.
Задавая первый вопрос Ф.Мамедову, ведущий Павел Лобков поинтересовался «динамикой на границе»: «Сообщают, что Азербайджан предпринял атаку и подавил артиллерию противника на Агдеринском направлении в Карабахе – что это за место? Это та самая зона безопасности или оккупированные территории Азербайджана, по азербайджанской версии?
«То, что вы называете границей, это линия соприкосновения. Это территория Азербайджана - международно признанная, которая оккупирована со стороны Армении. В июле эскалация была уже на границе – это совершенно разные территории. Что касается нынешней ситуации, то контратака азербайджанской армии продолжается по всей линии фронта.
Наиболее остро — это южное направление, где освобождены 6 сел и подходят наши войска к райцентру Физули. Самый важный элемент южного направления в том, что очищается от оккупационных сил граница Азербайджана с Ираном. А северное и северо-восточное направление – это агдеринское направление, наиболее болезненное для армянских оккупационных сил направление, потому что Агдере - это такая территория, которая, с одной стороны, контролирует северную дорогу через Кяльбаджарский район в Армению, а с другой – это прямой выход на Ханкенди, который Армения называет Степанакертом. Это важный стратегический пункт».
Следующий вопрос ведущего канала «Дождь» Ф.Мамедову был таким: «Как вы думаете, ставится ли задача захвата Ханкенди или, по армянской терминологии, Степанакерта - столицы непризнанной “Нагорно-Карабахской республики”?».
«Результат военных действий - это не захват, а освобождение азербайджанских территорий от армянских оккупационных сил. На протяжении около 30 лет Азербайджан ведет переговоры, и в результате мы пришли к тому, что весной этого года был последний раунд, так скажем, физического контакта министров иностранных дел. Эти переговоры длились 11 часов в течение двух дней. По прошествии двух недель министр иностранных дел России Лавров отметил, что на столе переговоров находится поэтапный вариант урегулирования конфликта, и повторил основные первые несколько принципов, которые были закреплены в Мадриде. Буквально через час министр иностранных дел Армении отверг заявление Лаврова, сказав о том, что на столе переговоров нет документа, а мы обсуждали гуманитарную акцию. Прошло еще несколько месяцев, и Президент Азербайджана подверг резкой критике Минскую группу ОБСЕ».
Следующий вопрос был о роли Турции, на что Ф.Мамедов ответил так: «Поддержка Турции Азербайджану — это не какая-то большая новость. Турция - единственная страна, которая закрыла в 1994 году свои границы по причине оккупации Кяльбаджарского района. Есть официальное заявление МИД Турции за 1994 год. В дальнейшем Турция всячески поддерживала позицию Азербайджана и высказывала мнение о том, что эта поддержка будет в той форме, в которой пожелает Азербайджан. На протяжении этого периода Турция, как полноценный, полноправный член Минской группы ОБСЕ, оказывала Азербайджану дипломатическую поддержку. Наверняка, в этот период, во время прошедших учений Азербайджана и Турции, оказывается и военная помощь. Но помощь оказывается в том смысле, что на территории Азербайджана проводятся широкомасштабные военные учения».
Ведущий также задал вопрос о турецких истребителях Ф-16 и их нахождении на территории Азербайджана, на что Ф.Мамедов ответил так: «Проходят учения, в июле завершился их первый этап и объявлено о том, что будет второй. Когда он начнется, не было заявлено. Для того чтобы провести второй этап учений, нужно, чтобы Вооруженные силы Турции были бы здесь. Отмечу, что практически каждый год проходят учения азербайджано-турецкие и азербайджано-грузино-турецкие с участием авиации и всех родов войск. Говорить о том, что турецкие Ф-16 находятся в Азербайджане и делать из этого сенсацию не нужно. Первый этап учений закончился, мы готовимся ко второму, и эти вооруженные силы предназначены для того, чтобы принимать участие во втором этапе азербайджано-турецких учений. У Азербайджана свои Военно-воздушные силы в достаточном количестве, чтобы использовать их и наносить удары по целям».
Феликс Вишневецкий