МКС – форпост для марсианской миссии
Стартовавшая 12 октября с космодрома Байконур ракета-носитель «Союз-ФГ» успешно вывела в космос пилотируемый корабль «Союз ТМА-13».
На его борту находятся российский космонавт Юрий Лончаков, астронавт НАСА Майкл Финк и шестой космический турист Ричард Гэрриотт. После двухсуточного автономного полета космический корабль пристыкуется к Международной космической станции (МКС) и экипаж «Союза» перейдет на ее борт.
Баллистического спуска не будет?
Лончаков и Финк сменят несущих с апреля орбитальную вахту космонавтов Сергея Волкова и Олега Кононенко. Работавший вместе с ними американский астронавт Грегори Шэметофф после пересменки экипажей войдет в состав 18-й основной экспедиции и пробудет на орбите до ноября. Его сменит астронавт Сандра Магнус, которая прибудет на МКС на шаттле.
Ричарду Гэрриотту предстоит десятидневное пребывание на борту станции. Он проведет ряд научных экспериментов, методики которых были разработаны как им самим, так космическими агентствами ряда стран, и 24 октября возвратится на Землю вместе с С.Волковым и О.Кононенко.
Напомним, что два предыдущих экипажа «Союзов» возвратились на Землю с жесткими перегрузками по причине несрабатывания одного из пироболтов, отвечающих за отстрел спускаемой капсулы при вхождении космического корабля в атмосферу. По мнению руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова, третий подряд баллистический спуск не случится. Хотя и быть уверенным на 100% нельзя: техника есть техника и исключить возможность того или иного сбоя в принципе невозможно.
В конце прошлого года было объявлено, что экипаж 18-й основной экспедиции станет последним, состоящим из трех человек, и уже весной 2009 г. нести вахту на орбите будет команда, расширенная до шести членов. Системы МКС способны обеспечить жизнедеятельность такого экипажа, а в перспективе, с появлением новых российских модулей, довести его до 10 человек. Тем не менее, по словам Перминова вопрос этот обсуждается, но окончательное решение еще не принято.
Чем заменят американские челноки
Среди основных задач новой экспедиции, помимо поддержания функционирования станции, проведения научных экспериментов (их запланировано около 50) и выходов в открытый космос будут прием двух грузовых кораблей «Прогресс» и стыковка с шаттлом «Индевор» (Endeavour). Его старт намечен на 14 ноября. Что касается последующих полетов американских челноков, то здесь вариантов много. Как и причин, которые могут привести к корректировке графика их запусков. Однозначно можно лишь сказать, что полеты американских челноков прекратятся после 2011 г.
Америка на несколько лет лишится собственных возможностей по доставке астронавтов на МКС. В лучшем случае США смогут создать новый космический корабль только к 2015 г. До этого времени монополия пилотируемых полетов к станции будет у российских «Союзов». Некоторыми экспертами прогнозировалась ситуация, когда на борту МКС после 31 декабря 2011 г. не станет ни астронавтов США, ни их международных партнеров по станции.
В итоге после трудных дебатов сенат США утвердил поправку, которая освобождает NASA от выполнения «Закона о нераспространении вооружения в Иран, Северную Корею и Сирию». Американское космическое агентство получило возможность заключать сделки о полетах американских астронавтов на российских кораблях «Союз» и после 2011 г., а также приобретать у России оборудование, технологии и другие услуги для МКС. Соответствующие договоры с учетом цикла изготовления кораблей «Союз», должны быть подписаны не позднее начала 2009 г. Тогда никакого перерыва в пребывании американских астронавтов на станции не будет. По словам администратора NASA Гриффина, покупка «Союзов» не только даст возможность американским астронавтам совершать плановые полеты на МКС, но и позволит США выполнить свои обязательства перед партнерами из Европы, Канады и Японии по доставке их космонавтов на станцию.
Конечно, для российской космической отрасли это серьезная дополнительная нагрузка (хотя и сулящая хорошие деньги), которая может помешать реализации других отечественных космических программ.
Чтобы как-то компенсировать свой «моральный ущерб», NASA решило не прибегать после 2011 г. для доставки грузов на МКС к помощи российских транспортных кораблей «Прогресс». Ранее сообщалось, что США могут использовать для этих целей с завершением полетов шаттлов японский космический грузовик HTV, способный нести до 6 т груза. Неофициальные переговоры по этому вопросу начались еще в феврале этого года. Свой первый испытательный полет HTV должен совершить осенью 2009 г., и в случае успеха NASA планирует закупать его для запусков один раз в год. Правда, стоить он будет порядка 120 млн долл., что значительно превышает стоимость российского «Прогресса».
Сколько лет осталось у МКС
В настоящее время по инициативе России ведутся переговоры о продлении эксплуатации МКС с 2015 г. (гарантийного срока ее работы) до 2020 г. Дело в том, что строительство МКС должно было завершиться к 2010 г. Однако у России из-за недостаточного финансирования, а у США и их партнеров из-за проблем с шаттлами, оно закончится в лучшем случае к 2015 г. По сути, сегодня Россия не имеет на станции полноценного отечественного сегмента. Завершить строительство и бросить наконец полностью готовый к работе орбитальный комплекс было бы неразумно. Идею продления срока эксплуатации МКС поддерживают практически все участники проекта и соглашение, по-видимому, будет достигнуто. Если не помешает нынешний финансовый кризис.
Вместе с тем, требует совершенства и транспортное обеспечение МКС. Корабли «Союз», которые сегодня доставляют на ее борт сменные экипажи, начали проектироваться еще в 1962 г., практически сразу после полета Юрия Гагарина. Нынешний «Союз ТМА-13» стал сотым кораблем семейства «Союз» с экипажем на борту. К 2015 г. в России должны создать новый пилотируемый космический корабль. Первым шагом к нему стала модернизация основных систем «Союза». По планам, модернизированный корабль отправится к МКС уже весной 2009 г.
По мнению генерального конструктора Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Виталия Лопоты, окончательный тип перспективной российской пилотируемой транспортной системы определится после того, как появится политическое решение, куда будет летать новый корабль.
По его словам, основой конструкции корабля должен стать несущий корпус. Применительно к околоземным полетам он сможет доставлять на орбиту не менее шести человек и обеспечивать спасение космонавтов как на старте, так и на всех этапах полета. Быть способным приземляться везде, всегда и при любых условиях. «Ни одна страна мира такого корабля пока не создала», - подчеркивает Лопота.
А вот по мнению космонавта Сергея Крикалева, для реализации космических задач России будут нужны пилотируемые корабли разных типов. «Невозможно создать корабль, который подходил бы и для полетов на околоземную орбиту, и для миссий на Луну или Марс», - считает он.
Международная космическая станция – сегодняшний околоземный орбитальный комплекс, по сути, мало отличается от тех, которые СССР/Россия строит уже более 35 лет и для нашей страны это, в какой-то степени, «бег на месте». Он оправдан лишь постольку поскольку позволяет России сохранять опыт пилотируемых полетов, без чего рывок за пределы околоземного космоса невозможен.
Луна или Марс?
На современном уровне космической науки и техники может быть два варианта таких полетов: экспедиция на Луну или миссия на Марс. Луна интересна лишь в качестве промежуточной ступени пилотируемого путешествия на Марс. Такую точку зрения высказал директор Института космических исследований РАН академик Лев Зеленый.
«Луна, - считает он, - как небесное тело для колонизации интереса не представляет. В создании постоянной обитаемой базы на Луне нет большого смысла. Это и слишком дорого, и не имеет серьезной перспективы, поскольку наш извечный спутник обладает одной из наиболее враждебных для человека окружающей средой. Есть, правда проект сооружения на ее поверхности радиотелескопа, который, в принципе может быть построен автоматическими роботами без участия человека.»
По мнению ученого, исключается для освоения человеком и Венера: давление на ее поверхности составляет 100 атмосфер, а температура 7000С. Меркурий слишком близок к Солнцу, а спутники планет-гигантов находятся в области сильной радиации.
Наиболее перспективным местом для создания внеземных обитаемых баз и организации человеческих поселений представляется Марс. Условия там малокомфортные, но вполне преобразуемые. Именно эта планета должна быть стратегической целью пилотируемых космических полетов, а околоземные орбитальные комплексы - форпостом для подготовки марсианских миссий – констатирует академик Зеленый. Разумеется, потребуются и тщательные предварительные исследования Марса с помощью автоматов, работающих прежде всего на поверхности планеты.
В 2014 г. российские ученые планируют начать реализацию проекта по созданию сети исследовательских станций на Марсе. На данный момент проект с 15 такими станциями внесен в Федеральную космическую программу. Станции очень маленькие, с полной массой около 20 кг. Доставить на поверхность планеты их можно будет в одном запуске ракеты-носителя. Основной задачей сети станут регулярные измерения метеорологических параметров на поверхности и в атмосфере планеты, что позволит оценить реальную ситуацию с климатом Марса и динамикой ее атмосферы. То есть прояснить именно те характеристики окружающей среды на планете, которые важны для ее освоения человеком, но практически пока не исследуются, казалось бы, многочисленными американскими марсианскими космическими аппаратами.
Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований Российской Академии Наук
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции