Айдын Мирзазаде: «Как Запад, так и Россия видят в Азербайджане страну – лидера региона»
Эксклюзивное интервью 1news.az с членом делегации Азербайджана в ПАСЕ, депутатом Милли Меджлиса Айдыном Мирзазаде
- На днях полномочный представитель президента ПА ОБСЕ по Карабахской проблеме Горан Ленмаркер заявил, что будущий год станет решающим в процессе урегулирования этого конфликта, а министр иностранных дел России Сергей Лавров – что достигнуты договоренности по ряду принципиальных вопросов на переговорах. Как вы думаете, возможен ли в ближайшее время значительный процесс на переговорах по Карабахской проблеме?
- После событий вокруг Южной Осетии сформировался совершенно новый взгляд на замороженные конфликты. Теперь мир еще глубже осознает важность принципа территориальной целостности, и Европа активнее выдвигает этот принцип на первый план по сравнению с другими регионами. Возможно, если бы южноосетинские события вспыхнули до косовских, Европа не стала бы так решительно настаивать на независимости Косова. Россия же, с одной стороны, стала более категорически притязать на статус сверхдержавы, а с другой стороны, учитывая свою многонациональность, вновь вернулась к отстаиванию принципа территориальной целостности. Что же касается замороженных конфликтов, то здесь на первом плане проблема оккупации Арменией азербайджанских территорий. Если в других регионах речь идет о сепаратистских режимах, то здесь факт агрессии и оккупации очевиден, и эта проблема приобрела относительно большую актуальность. И Европа, и США, и сама Россия стараются внести свой вклад в ее разрешение, как бы соревнуясь в том, чтобы заслуга в урегулировании была внесена в их актив.
- Имеет ли это значение для Азербайджана?
- Для Азербайджана не столь важно, с какой стороны последует разрешение проблемы. Важно, чтобы проблема получила справедливое решение. Если этого хотят и США, и Россия, то вероятность справедливого разрешения, естественно, возрастает. Кроме того, резко активизировалась посредническая деятельность России – встречи президентов и министров иностранных дел, периодические заявления российских официальных лиц свидетельствуют о кропотливой работе в данном направлении. Однако переговоры идут в конфиденциальной обстановке, и общественности ничего не известно о новых предложениях и моделях. Но, учитывая принципиальную позицию правительства Азербайджана и президента Ильхама Алиева в вопросе территориальной целостности страны, проблема может быть решена лишь на этой основе.
Возможно, президентские выборы 15 октября несколько задержат процесс, однако встречи президента и министра иностранных дел Азербайджана с сопредседателями Минской группы ОБСЕ позволяют заключить, что после инаугурации консультации еще более активизируются. Одновременно необходимо подчеркнуть, что выдержанная и сбалансированная политическая линя Азербайджана во время и после южноосетинского кризиса, без сомнения, вносит положительный вклад в решение Карабахской проблемы. Как Запад, так и Россия видят в Азербайджане страну – лидера региона, и проявляют свою заинтересованность в обеспечении территориальной целостности нашей страны. В любом случае после выборов переговоры активизируются, и можно ожидать первоначальных результатов уже в ближайшее время.
- Чем же объясняется столь заинтересованное отношение России к решению проблемы, тем более на фоне известных событий? Может быть, стремлением вернуть Азербайджан в сферу своего влияния и использовать его в своих планах энергетической блокады Европы?
- Азербайджан всегда доказывал, что не склонен входить в чью бы то ни было сферу влияния, готов работать со всеми с максимальным учетом интересов своих партнеров. Кроме того, успешные шаги во внутренней политике способствовали значительному экономическому усилению Азербайджана. Сегодня ни одна держава не может отнести Азербайджан в сферу своего влияния, они стремятся к союзу с ним. Сотрудничество с Азербайджаном не вызывает каких-то проблем. Главное, чтобы суверенные права Азербайджана уважались.
- Как же может быть урегулирована Карабахская проблема – по западному или российскому сценарию?
- Думаю, что это возможно на основе синтеза двух сценариев. Карабахская проблема давно уже вышла за рамки отношений двух государств и приняла международный масштаб, здесь пересекаются многие интересы. Таким образом, проблема найдет свое решение путем увязки предложений как Запада, так и России.
- А насколько эта увязка будет отражать интересы Азербайджана?
- Как я уже отметил, любое предложение должно в первую очередь учитывать интересы Азербайджана. Лишь при условии совпадения синтеза увязанных интересов с интересами Азербайджана можно будет говорить о разрешении проблемы.
- Значит, в 2009 году нужно ожидать прогресса?
- Я не хотел бы заранее делать оптимистические прогнозы. Но сам факт активизации переговорного процесса указывает на стремление международного сообщества к скорейшему урегулированию этой проблемы. Когда же именно произойдут подвижки – в 2009 году или раньше, зависит от хода самих переговоров.
Кямиль Хамзаоглу