С чего начнет американский лидер?
Новый президент США не стал скрывать , что главным приоритетом его администрации станет поиск выхода из экономического кризиса.
Не раскрывая деталей грядущих перемен, он подтвердил, что основной задачей будет принятие предложенного демократами нового пакета по стимулированию экономики США в размере 825 млрд долларов.
Сразу после своей инаугурации президент США Барак Обама пообещал также изменить внешнюю и внутреннюю политику страны. «Мы сделаем серию объявлений по внутренней и внешней политике, по которым, как я считаю, для нас будет критически важным предпринять быстрые действия», – заявил Обама в своем первом интервью в качестве главы Белого дома телекомпании АВС.
Судя по всему, на повестке дня первых дней президента стоят два вопроса. Первый - это обсуждение ситуации в связи с финансовым кризисом и второй - ситуация в Ираке и Афганистане, а также вопрос о закрытии тюрьмы на базе ВМС США в Гуантанамо. Последняя нанесла уже серьезный удар по демократическому имиджу Соединенных Штатов.
Напомним, что еще в своих предвыборных выступлениях Обама обещал вывести американскую армию из Ирака в течение 16 месяцев и сосредоточить все силы страны на кампании в Афганистане. Ожидается, что Пентагон представит президенту несколько планов по выводу армии США и озвучит возможные риски, связанные с уходом из Ирака. Проблемы эти столь значительные, что вопросы постсоветского пространства вряд ли в ближайшее время будут в фокусе внимания нового президента.
Между тем сразу после вступления в должность нового главы государства Белый дом приостановил работу над распоряжениями прежней администрации. Как сообщил новый глава аппарата сотрудников Белого дома Рам Эммануэл, дальнейшая судьба этих документов будет решаться командой Обамы, которую сенаторы обещают окончательно утвердить в кратчайший срок.
Кстати, сразу после инаугурации сенат одобрил кандидатуры сразу шести членов правительства, утвердив в должностях министра энергетики лауреата Нобелевской премии Стивена Чу, национальной безопасности – Джанет Наполитано, сельского хозяйства – Тома Вилсака, внутренних дел – Кена Салазара, образования – Арни Данкэна и по делам ветеранов – Эрика Шинсеки. На очереди утверждение новых руководителей министерств и ведомств.
Некоторые аналитики сравнивают почему-то Обаму с экс-президентом СССР Гобачевым. Сможет ли Обама стать американским Горбачевым? Вряд ли подобные сравнения уместны, поскольку объективно — условия достаточно разные. Нельзя утверждать, что США сейчас находятся на каком-то переходном периоде, как это было во времена Горбачева. Просто на Обаму возложены слишком большие надежды и ожидания, поскольку в стране сейчас масса нерешенных проблем, и это дает ему, с одной стороны, карт-бланш, поскольку у него есть все возможности для того, чтобы в позитивную сторону выгодно отличиться от республиканцев. Но, с другой стороны, каких-то практических инструментов для реализации обещанного у него крайне мало, поскольку, во-первых, Обама — новичок в большой американской политике, и, во-вторых, все-таки за короткое время, на мой взгляд, решить те проблемы, которые накопились в этой стране, нельзя. Что касается Горбачева — это далеко не показатель, он даже на Западе не всеми позитивно оценивается, не говоря уже о России и других постсоветских республиках, где к нему до сих пор серьезные претензии за все то, что он успел натворить. К тому же сравнивать какого-то политика с его предшественниками абсолютно неправомерно. Будь то Горбачев, Кеннеди или Сталин. При всем кажущемся сходстве каждый из них живет и работает в другой эпохе, а порой - в другой стране и имеет свои индивидуальные способности, которые определяют его как политика.
Сегодня Обама претендует на роль новатора в американской политике, поскольку к власти он пришел как раз благодаря своему лозунгу «перемены», но насколько этот лозунг окажется жизнеспособным, покажет время. Вместе с тем анализ его команды, как экономической, так и политической, позволяет предполагать, что на первом этапе Обама все-таки будет более консервативен, чем это ожидалось. Во-первых, ориентация на клинтоновский клан говорит о том, что у Обамы пока отсутствует собственное видение будущего внешней политики США. Он будет ориентироваться на наработки своих предшественников. И это не только демократы, но и республиканцы: не случайно свой пост сохранил Роберт Гейтс, который, как известно, отстаивает идею реализацию ПРО в Восточной Европе. Это и экономическая команда, в которой также преобладают выходцы из предыдущих американских администраций. Этот список возглавляет экс-первая леди Хиллари Клинтон. В общем-то, новых людей достаточно мало и это позволяет прогнозировать не очень высокие темпы тех перемен, о которых Обама говорил в своих предвыборных речах. Тем не менее, маховик запущен, обещания даны, приоритеты определены, назначения сделаны.
Сейчас главное в том, чтобы не повторить бесславный путь Горбачева. За державу будет обидно.
Фикрет Садыхов, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора