Алан Ваддамс: «Соглашение между ГНКАР и «Газпромом» является сигналом для нас»
Эксклюзивное интервью 1news.az с главой представительства Еврокомиссии в Азербайджане Аланом Ваддамсом
- Как бы вы прокомментировали заключение между Госнефтекомпанией Азербайджана (ГНКАР) и российским «Газпромом» соглашения о покупке азербайджанского газа, заключенное в ходе недавнего визита российского президента в Баку? Считаете ли вы это соглашение угрозой для реализации перспективных проектов поставок каспийских энергоресурсов на европейский рынок, в первую очередь, Nabucco?
- Сложно об этом говорить однозначно. Как бы то ни было, очень мудро со стороны Азербайджана придерживаться всех возможных вариантов, такая позиция не может не вызвать понимания.
Как вы знаете, в соглашении между ГНКАР и «Газпромом» обговаривается поставка сравнительно небольших объемов азербайджанского газа в Россию. Так или иначе, возвращаясь ко второй части вашего вопроса, отвечу: это (соглашение) - сигнал для нас.
- В таком случае, что может предпринять Евросоюз, чтобы ускорить реализацию Nabucco? Некоторые наблюдатели упрекают Брюссель в пассивности в отношении газового сотрудничества с Азербайджаном, чем воспользовалась Россия…
- Я считаю, что Евросоюз принимает в этом отношении все меры, какие от него зависят, включая участие в качестве наблюдателя в подготовке межправительственного соглашения, которое будет подписано в Турции на следующей неделе. Это событие, на мой взгляд, является очень позитивным шагом на пути реализации проекта.
ЕС также делает все для обеспечения сотрудничества в рамках проекта Азербайджана и других заинтересованных стран. Я думаю, Брюссель достаточно активно принимает усилия для скорейшего начала проекта.
- Видите ли вы какие-либо проблемы политического характера в реализации проекта Nabucco?
- Это сложный вопрос. Верно, нельзя говорить о том, что проблем нет, но я надеюсь, что все проблемы будут преодолены. Когда речь идет о проектах такого масштаба, невозможно разделять экономику и политику. Главное, Евросоюз всячески поддерживает Nabucco.
- Так или иначе, заключив соглашение с Азербайджаном, Россия дала понять, что не будет сидеть, сложа руки, пока Евросоюз обсуждает сроки реализации Nabucco. Это был своего рода экономический ответ Москвы. А допускаете ли dы возможность политического противодействия проекту со стороны России?
- Нет, не думаю. В проекте Nabucco нет ничего секретного, мы неоднократно обсуждали с российской стороной этот проект. Не думаю, что здесь могут быть какие-то проблемы.
- Уверены ли Вы, что ресурсов Азербайджана будет достаточно для первой фазы проекта?
- Да, это так, азербайджанского газа должно хватить для начала проекта.
- А как насчет перспективы присоединения к Nabucco Казахстана и Туркменистана, чьи ресурсы должны обеспечить полномасштабную загрузку проекта? Уверены ли вы, что эти страны присоединяться к проекту?
- Думаю, да. В любом случае, этот вопрос из разряда тех, которые не решаются за один день, на это нужно достаточно времени. Нужно еще продолжать переговоры. В любом случае, у меня нет никаких сомнений на счет реализации газотранспортного проекта «Nabucco».
Махир Мамедов