Нигяр Кочарли: «От первой национальной литературной премии я жду скандала!»
Эксклюзивное интервью 1news.az с бизнес-леди, учредителем первой национальной литературной премии Нигяр Кочарли
- Как вы пришли к решению учредить первую азербайджанскую литературную премию?
- На рынке фактически нет азербайджанской литературы, и это я считаю просто позором. В соседней Грузии 90% книг на грузинском языке, а у нас сложнейшая ситуация. Я долго думала, что нужно сделать для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, изменить самой.
Писательство у нас считается непрестижной профессией, многие смотрят на писателей как на маргиналов. Многие кто пишут, слышат от других «что им делать больше нечего?» и стесняются, другие пишут исключительно для себя. В советское время писателем было быть престижно, у писателей было и положение в обществе, и финансовое состояние хорошее. Сейчас же, к сожалению, положение аховое…И это в корне неверно! Писатели всегда были рупорами общественности, к ним всегда прислушивались.
У нас есть замечательные писатели, маститые и действительно весомые в обществе, такие как, к примеру, Анар, но, к сожалению, их мало. Невероятно мало для нашей многомиллионной страны. А молодых вообще нет. Они сидят, пишут для себя или в Интернете печатаются. Ну а у кого хватает сил, тот публикуется за свой счет.
Я поддержала наших писателей, выпустив альманах «Баку и его окрестности», благодаря которому они стали называться писателями. Одно дело, когда твои произведения в Интернете, и совсем другое, когда они на бумаге. Но я не могу все время выпускать альманахи, вот я и задумала этот общественно социальный проект – литературную премию. Я учредитель этой премии, но это будет не моя частная премия, хотя многие говорили, сделай премию частной. На частном уровне ситуации ведь не изменишь, разве что что-то подправишь, но в корне проблемы в таком случае по любому не изменить.
Я хочу, чтобы эта премия стала грандиозным глобальным проектом, и чтобы он поддерживался всесторонне.
Для меня было радостным шоком, когда мой проект был сразу же поддержан спонсором. Заручилась я и поддержкой Министерства культуры и туризма, и Союза писателей. Я рада, что именно сейчас занялась этим, в нужное время, так как в литературной жизни страны у нас не происходит ровным счетом ничего. Рада тому, что проект поддерживают, и тому, что он уже вызвал интерес в обществе.
- Что лично вы ждете от премии?
-Большой интриги! Скандала! (смеется) Меня поразило, что тема о первой национальной литературной премии, созданная на одном из азербайджанских интернет-форумов, смогла перекрыть тему о стрингах Фаика Агаева. Это говорит о том, что общество уже готово к тому, чтобы не только обсуждать силиконовые губы той или иной певицы и трусы исполнителя. Разве не об этом мы мечтали? От первой национальной литературной премии я жду, что изменится отношение к писателям и профессия писателя станет престижной и уважаемой, что у писателей появится мотивация творить.
- Когда премии будет дан старт?
- В октябре состоится первая пресс-конференция, на которой будут рассказаны все подробности и представлен интернет-сайт первой национальной литературной премии.
Любое произведение, присланное нам на соискание премии, будет внесено в протокол. Хочу отметить, что премия эта относится исключительно к художественной литературе. Над всеми заявками, присланными на соискание премии будет работать экспертная комиссия из 5 человек это люди обладающие хорошим литературным вкусом. Кто они уже известно, но я о них говорить не буду, они останутся анонимными. Они то и отсеют, то, что не должно пройти. Ну а подать заявку на соискание премии может любой желающий. Есть только пару ограничений – это то, что подающий заявку должен быть либо гражданином Азербайджана, либо его произведение должно быть написано на азербайджанском языке и то, что произведение должны быть написано в период последних 10 лет. Хочу также добавить, что речь идет не о поддержке молодых писателей, а по поддержке современных азербайджанских писателей.
Если в других странах заявку на участие в премии подает издательство либо библиотека, то у нас заявки будут подаваться непосредственно авторами. И не важно, что это будет, рукопись, набранный на компьютере текст или же уже напечатанная книга.
- Оговорка о том, что заявку может подать либо гражданин Азербайджана, либо произведение должно быть на азербайджанском языке, вызвало много споров и дискуссий.
- Да, это так, эта оговорка вызвала сильный резонанс. У нас есть такое понятие в литературе азербайджанская русскоязычная литература. И почему-то многие уверены, что своим существованием она задавливает азербайджаноязычную литературу и не имеет права быть как таковая. Меня обвиняют в том, что эта премия вклад в развитие азербайджанской русскоязычной литературы. Но у нас же есть такие писатели как Чингиз Абдуллаев, братья Ибрагимбековы, Натиг Расулзаде – они великие писатели, сделавшие для азербайджанской культуры многое. Хочу отметить, что русскоязычная азербайджанская литература более развита, чем азербайджаноязычная. Это не из-за того, что кто-то талантлив, а кто-то нет. Дело в том, что у русскоязычных писателей больше возможностей выйти на рынок, да и Интернет более русскоязычный.
Постоянно слышу, что этой оговоркой я не даю развиваться азербайджаноязычной литературе, что если хотят участвовать русскоязычные литераторы, то пусть переводят свои произведения на азербайджанский язык.
Я не считаю что азербайджанская азербайджаноязычная литература в упадке, у нас вся литература в упадке. Зачем же душить все на корню? Пусть все развивается! Первая национальная литературная премия направлена всецело на поддержку азербайджанской литературы.
- Нигяр ханум, после всех этих разговоров и нервотрепки не было желания все бросить?
- Бросить?! Нет, такого желания не было! Я решила – я сделаю! Мое мнение невозможно поменять, я упрямая. Первой национальной литературной премии быть!
- А может, все-таки вручите 2 премии – одну представителю азербайджаноязычной литературы, а другую русскоязычной?
- Нет, премия будет одна. Не должно быть 2 премии. Первая национальная литературная премия единая! Нельзя раздваивать, ведь все одно и тоже – великая азербайджанская культура. Также не будет никаких номинаций. Я против и каких-либо критериев отбора победителя. Победитель будет выбран тайным голосованием по принципу «нравится-не нравится» то или иное произведение членам жюри.
-Состав жюри тоже вызвал бурю дебатов.
-Да. Могу сказать точно, что в жюри я вижу Чингиза Абдуллаева, Эльчина Шихлы, Рамиза Фаталиева. В состав же жюри войдет 20 порядочных авторитетных и уважаемых в стране людей из разных сфер деятельности. Мне предложили включить в жюри и чиновников, но я против этого. Я очень хочу, чтобы в жюри был представитель молодежи, который добился чего-то своим умом и талантом. И этим представителем я вижу Айсель Теймурзаде. Она идеально подходит и производит впечатление интеллектуального человека.
Экспертная комиссия представит жюри 20 отобранных произведений, те же в свою очередь отберут 10-ку. И из этой десятки будет выбран победитель первой национальной литературной премии. Уникальность нашей премии еще и в том, что все эти 10 произведений будут выпущены в одной книге, которая не поступит в продажу, а будет раздаваться бесплатно по школам и библиотекам. Подведены итоги премии будут в начале будущего года.
- Каким вы видите потенциального победителя первой национальной литературной премии?
- Трудно об этом говорить, но я бы хотела, чтобы приз достался книге на азербайджанском языке. Мне бы хотелось, чтобы это было что-то острое, затрагивающие интересные и волнующие общество проблемы. Но это может быть и что-то философское о смысле жизни, а может то, о том как живет парень из соседнего двора, городская проза, написанная хорошим языком. Пусть это будет то, после чего мы скажем, что у нас есть литература, мы просто не знали про это!
Феликс Вишневецкий