Юрий Бочаров: «Мне трудно говорить о каких-то улучшениях армяно-израильских отношений, потому что я их не вижу»
Эксклюзивное интервью 1news.az с членом правления Международной Ассоциации «Азербайджан-Израиль» Юрием Бочаровым
- В последние две недели на страницах различных, как азербайджанских, так и израильских СМИ было много публикаций по поводу конфликта, связанного с авиасообщением между нашими странами. Вы выступили со специальным заявлением по этому поводу, хотелось бы узнать ваше мнение на счет этого вопроса.
- Позвольте заверить всех, что никакого конфликта между нашими странами нет. А есть небольшое «ведомственное» недопонимание. Сегодня полеты из Баку в Тель-Авив осуществляет авиакомпания AZAL. Договор, подписанный между двумя нашими управлениями гражданских авиаций, позволяет одной из израильских авиакомпаний летать на паритетных началах по тому же маршруту, на тех же условиях, с той же частотой полетов. Есть только одно небольшое дополнение, из-за которого и разразился скандал. Вопрос безопасности. И тут есть просто недопонимание.
Азербайджанская сторона заявила, что два месяца назад аэропорт им. Гейдара Алиева и авиакомпания AZAL прошли проверку Департамента безопасности Международной организации гражданской авиации (ICAO), получив самую высокую оценку. С другой стороны якобы представители Управления гражданской авиации Израиля сочли принятые азербайджанской стороной меры безопасности недостаточными, что не позволяет самолетам израильской авиакомпании ARKIA приземляться в Баку. Вроде все правильно, но не совсем. Дело в том, что у израильской стороны нет никаких претензий к системе безопасности Бакинского аэропорта, проблема в другом.
Ни для кого не секрет, что с момента образования государства Израиль мы фактически находимся на переднем крае борьбы с международным терроризмом. Израиль постоянно подвергается различного рода террористическим атакам, как на своей территории, так и за рубежом. Исходя из этого наша страна предпринимает огромные усилия по вопросам, связанным как с безопасностью граждан и наших объектов, так и во всем мире. К сожалению, очень часто в своей борьбе Израиль оставался один на один с террористами всего мира, и именно благодаря своей службе безопасности с честью выходил из этого поединка. Поэтому большая часть вопросов системы безопасности стала государственной политикой, определяющей всю работу израильских компаний за рубежом. Исходя из указаний службы безопасности, израильские авиакомпании могут летать только в те страны мира, где в аэропортах нам разрешена наша собственная охрана. Сегодня израильские авиакомпании летают более чем в 80 стран мира. И во всех этих аэропортах непосредственно за безопасность нашего самолета и посадку на него осуществляют израильские службы безопасности. В аэропортах Америки и Англии, в Москве и Стамбуле, во всех остальных аэропортах мира наши самолеты охраняет наша служба безопасности. Это государственная политика, это, к сожалению, реалии сегодняшнего мира.
Однако некоторые недальновидные ультра-патриоты заявляют, что мы не пустим на нашу территорию иностранцев с оружием, мы - не Нигерия, и у нас не будут ходить по перрону с оружием. Ну, во-первых, территорию посольства Израиля в Баку уже охраняют «иностранцы с оружием», наши силы безопасности, а по поводу второго заявления можно уверенно сказать, что никто с оружием гулять по перрону не будет. Есть четкая система работы службы безопасности, у которой накоплен достаточной опыт, чтобы ни в коей мере не беспокоить посетителей аэропорта.
Мне, как выходцу из Азербайджана, больно видеть, как появляются пятна недоверия на развивающихся отношениях между нашими странами. Однако, понимая и приветствуя толерантную политику лидера азербайджанского народа президента Ильхама Алиева, я с оптимизмом смотрю в будущее. Мой оптимизм основан и на заявлении в ряде СМИ, что в Администрации Президента Азербайджана высказали мнение, что этот мини-скандал будет преодолен, потому что наши страны сближаются и налаживают хорошие отношения.
- То есть, вы убеждены, что проблема решаема?
- Это вполне решаемая проблема. Как я уже отметил, здесь больше недоразумений, чем проблем. Это чисто технический вопрос. Если из 80 стран, куда осуществляет рейсы Израиль, в 40 этот процесс осуществлялся по одним правилам, а в остальных 40 - по другим, тогда замечания были бы правомочны. Но дело в том, что Израиль летает только по правилам, утвержденным Министерством безопасности. Правила таковы: либо летаем по этим правилам, либо, нас, к сожалению, не пускают. Даже если та или иная страна будет готова нас принять.
Главная на сегодня задача – разъяснить, направить с израильской стороны свой посыл ко всем заинтересованным службам, потому что наша версия преподнесена несколько неправильно. Я не буду говорить, произошло ли это по экономическим соображениям или по каким-то политическим моментам, но это произошло. Когда же простые люди, заинтересованные в рейсе в Израиль, и люди на уровне руководства знают правду, им легче принять решение.
- С этим все ясно. С вашего позволения, перейдем на политическую тему. В последнее время в печати появились сообщения об усугублении армяно-израильских отношений. Насколько серьезны эти противоречия?
- Во время недавнего визита президента Израиля в Азербайджан была озвучена большая критика в адрес Баку со стороны Ирана и арабских стран. И тогда ваши парламентарии и представители руководства отреагировали очень достойно: «Азербайджан – это независимое государство, проводящее самостоятельную внешнюю политику, и не стоит ему указывать, с кем дружить».
Я бы в ответе на ваш вопрос хотел бы повторить эти слова и в отношении политики Израиля. Наряду с этим мы всегда, строя свою внешнюю политику, учитываем интересы своих настоящих друзей. Мне трудно говорить о каких-то улучшениях армяно-израильских отношений, потому что я их не вижу. Потому не думаю, что эти отношения могут как-то навредить - даже косвенно - нашим отношениям с Азербайджаном.
- Кстати говоря, можно ли считать упомянутый вами визит президента Израиля в Азербайджан переломным моментом в отношениях наших стран?
- Встреча президентов – это всегда эпохальное событие. Президенты – очень занятые люди и просто так никогда не встречаются, у них просто нет свободного времени для простых реверансов в ту или иную сторону. Если уж они встречаются, это говорит о том, что они приняли решение идти по выбранному пути. И именно с этой позиции (так как я немного знаю изнутри работу государственного аппарата Израиля и понимаю авторитет Ильхама Алиева во внешней политике) могу заявить, что просто так таких встреч не бывает. Я уверен, что эта встреча двух президентов - закрепляющая наши взаимоотношения и дающая новый шаг вперед. И я уверен, что этот шаг будет сделан.
- Насколько серьезной вы считаете для Азербайджана угрозу от ядерной программы соседнего Ирана?
- Конечно, мне, как гражданину Израиля, легче судить о той угрозе, которая несет в себе иранская ядерная программа моей стране. Вместе с тем, как известно, в ядерной войне не может быть победителей. Если фундаменталисты могут завладеть ядерным оружием, то эта угроза всем, всему региону. Если, не дай бог, бабахнет атомная бомба, будет плохо всем: и своим, и чужим, и воздержавшимся. Поэтому иранская ядерная программа несет угрозу самой идее мира. Азербайджан же исповедует эти идеи, и соответственно это прямая угроза и его безопасности.
Махир Мамедов