Андрей Пионтковский: «Я не думаю, чтобы США были технологически заинтересованы в Габалинской РЛС»
Эксклюзивное интервью 1news.az с исполнительным директором Центра стратегических исследований (Россия), научным сотрудником исследовательского центра Hudson Institute (США) Андреем Пионтковским.
- В последнее время усилилось внимание американцев к Габалинской РЛС. Возможно ли совместное использование ее вместе с Россией?
-Я не думаю, чтобы США были технологически заинтересованы в Габалинской РЛС, потому что эта станция устаревшая. Почему в свое время их не удовлетворило предложение отказаться от радаров в Чехии в обмен на Габалу? Потому что это разные типы радаров. Им нужен радар, который можно было бы наводить против ракеты, Габалинская РЛС выполняет функции фиксации запусков ракет территорий, которые охватывает.
Поэтому если все-таки будет новый тип противоракетной системы, это будет радар такого же типа, как тот, от которого отказались в Чехии. Легче строить заново, чем переделывать Габалинскую. Можно новую систему поставить в Турции.
- А какой интерес тогда может представлять Габалинская РЛС для американцев?
- Габалинская РЛС может представлять интерес с политической точки зрения. Чтобы как-то втянуть Россию в сотрудничество по ПРО. В США сейчас господствует мнение политологов, которые являются лоббистами Кремля. Они утверждают, что для США сейчас главным является проблема Ирана и Афганистана. И в этом вопросе нужна поддержка России, а для этого ей нужно чем-то заплатить.
А что Россия хочет? Она всегда говорит, что существует сфера ее привилегированных интересов в зоне постсоветского союза, а может быть и в Центральной Европе. Вот они и идут в этом ей навстречу. Отказываются принимать Грузию и Украину в НАТО. Отказались и от ПРО в Центральной Европе. Для политической игры с Москвой Габалинская станция представляет интерес, но как эффективный элемент технологической системы нет.
-То есть теоретически возможно совместное использование Габалинской РЛС?
- Американцы могут пойти на это, что бы как-то стимулировать Москву к сотрудничеству. Главное, чтобы Россия согласилась на жесткие санкции против Ирана. И на встрече в Вашингтоне Медведев впервые не то что согласился, но, по крайней мере, прозвучала новая формулировка - «мы против санкций, но иногда складывается ситуация, что без санкций не обойтись».
- В Пентагоне готовится проект соглашения, в соответствии с которым на территории Грузии предусматривается размещение 25-тысячного американского контингента. Насколько это реально?
- Нет, это абсолютно нереально и судя по информации в печати, говорилось о 2015 годе. Какие 25 тысяч? Американцы не знают, что делать в Афганистане. Скорее будут уходить. Политически это сейчас совершенно невозможно, не соответствует философии новой американской администрации. Но может, чтобы республиканцы внесли какую-то резолюцию. Хотя, в практическом плане это не реально.
- Можно сказать, что США сдают свои позиции на Кавказе?
- США сдают свои позиции везде. Такова политика Обамы. Так мне рассказывали люди, близкие к Обаме. Он воспитывался матерью, и у него отца практически не было. И мать была крайне левая радикалка. И одна из всех идей, которые внушила Обаме и он в это искренне верит, так это вина империалистической Америки перед различными угнетенными народами мира. Вот посмотрите на все его речи. Каирскую, обращение к Ирану. Он везде начинает с вины США. У Обамы такая наивная вера, что все враги Америки и исламские радикалы увидят, что Буш был плохой, а Обама замечательный и начнут любить Америку и вести себя иначе.
Что касается позиций на Кавказе. Это часть общей позиции по отношению к России, которая была внушена Обаме такими пророссийскими лоббистами как Генри Кисинджер, и другими, которые утверждают, что Россия нужна США в Иране и Афганистане. И для этого США должны сдать союзников на постсоветском пространстве и признать их зоной влияния России. На этом пути Обаму ждет большое разочарование. Я не думаю, что Россия окажет ему какую-то помощь в Афганистане и Иране. Но посмотрим. В середине октября будет голосование в Совете Безопасности.
В Москве пока нет определенного мнения, есть различные точки зрения. Многие заинтересованы в том, чтобы подтолкнуть этот регион к войне. Зачем вводить санкции? Иран постепенно двигается к ядерному оружию. Всем понятно, что Израиль этого не допустит. И если Израиль поймет, что завтра у Ирана будет ядерное оружие, он нанесет удар по Ирану. И можно представить себе, какие цены на нефть будут после этого, минимум 200-300 долларов за баррель. И некоторых людей в Кремле это устраивает.
- Если все-таки турецко-армянская граница откроется, может ли Россия потерять свои позиции в регионе?
-Я не думаю, что в Москве в восторге от открытия армяно-турецкой границы. На сегодняшний день армяне полностью являются заложниками Москвы. У них единственная линия жизни - это снабжение с Москвой. Отсюда и определенное ограничение на внешнюю и любую другую политику Армении. Москва там все скупила, что можно было скупить. С открытием турецкой границы появляется больше свободы у армянской политики.
Э.Рустамов