Акела промахнулся… или Уйдет ли Иса Гамбар?! - АНАЛИТИКА
Политические будни Азербайджана с начала года встряхнули две новости – после парламентских выборов 2010 года с поста башгана Мусават уходит Иса Гамбар и то, что в оппозиционном лагере начали искать «крота», то бишь агента влияния зарубежных разведок.
Ньюсмейкером выступил сам башган Иса Гамбар, который будет петь свою «последнюю песню» на парламентских выборах в ноябре этого года.
Следует напомнить читателям, что Иса Гамбар за всю свою политическую карьеру не отличался ньюсмейкерством, выступая больше в роли аналитика и уточняющего учителя. Все эти годы вместо него рождением новостей, занималась партийная газета «Йени Мусават», которая сменила своего учредителя, самого Ису Гамбара, еще в прошлом году и после переезда в сепаратный, то есть отдельный от партии, офис ведет сравнительно независимую от бывшего учредителя издательскую политику. После потери влияния на газету, башган сделал два заявления, которые ввергли в хаотичное движение как саму партию Мусават, так и весь внесистемный фронт оппозиции.
Итак, сначала рассмотрим весть о присутствии в рядах оппозиции агентов внешних сил.
Замысел, который вложил Иса Гамбар в это заявление, знает, по всей видимости, он один. Рассматривая его в контексте внутриоппозиционных взаимоотношений, сложившихся за последние годы, можно сказать, что более нелогичного шага не возможно было и вообразить.
В прошлые 2 года внесистемная оппозиция, в рядах которой числятся Мусават, ПНФА, АЛП, ПГР (Партия граждан и развития), АДП, КПНФА и другие проявили редкое единение в неучастии на президентских выборах 2008 года, которое далось очень большими усилиями.
Блок Азадлыг практически вынудил Мусават пойти на бойкот. После перманентных боев на страницах партийных газет, мало по малу, руководство партий находило точки соприкосновения, и намечался диалог. Лидеры партий могли часами вести совместные совещания, обсуждая «общественно-политические вопросы» Азербайджана. Однако, в год парламентских выборов, когда на горизонте замаячил процесс объединенного участия оппозиционных сил, башган партии Мусават сделал многозначительное заявление, добавив при этом, что желает совместного участия в выборах с партиями, которые в 1992-1993 годах были у власти.
Цель Исы Гамбара становится ясной – удалить из процесса «единого списка» либералов Лалы-Шовкет Гадживой, «граждан» Али Алиева, «демократов» Сардара Джалалоглы, оставив на съедение, ой извините, оставив на арене двух антагонистов фронтовиков: партии Али Керимли и М. Фаттаева.
Таким образом, он рушит блок Азадлыг, получает в поддержку газету ПНФА Азадлыг и сплачивает узкую прослойку фронтовиков и мусаватистов. В итоге, более слабая ПНФА будет проигрывать в союзе «трех», так как не имеет инфраструктуры, а после ухода более десяти сравнительно известных функционеров из партии до и после президентских выборов 2008 года, и в конец превратится в саттелита Мусават. Тонкая игра, скажут простые обыватели, простая тактика – отвечу им я.
Как и всегда в шагах внесистемной оппозиции нет стратегии, а вместо нее, присутствуют тактические шаги, последствия которых оказывают эффект нокаута после каждых выборов.
Откровения башгана стали причиной большого количества нападок на партию. Функционеры партии заняли глухую оборону и делают заявления, смысл которых заключается во фразе «сами такие!».
ПНФА и ее председатель Али Керимли, который за последние месяцы тепло отзывался о возможном союзе с Мусават, сохраняет относительное молчание, не делая ставки на ком-то конкретном. А другие партии и вовсе начали войну, напоминающую «войну всех против всех». И если в ближайшие два месяца ПНФА не сделает конкретного шага в сторону Мусавата, а этого не желают ближайшие соратники фронтовиков, то затея Исы Гамбара потерпит фиаско, так как к подавляющему числу граждан республики, которые ему не доверяют, прибавиться еще 2/3 всего электората радикалов. Таким образом, Акела промахнется… и будущему руководителю партии придется восстанавливать отношения с коллегами по лагерю.
А уйдет ли Исы Гамбар? После долгого пребывания на посту башгана партии, он не смог привести партию во власть. Практика ухода политиков в Азербайджанской оппозиции отсутствует.
Уходила Лала-Шовкет Гаджиева, но сменила только вывеску на штаб-квартире партии, преобразовав его в движение.
Уходил Этибар Мамедов, которого после 2003 года Центральный Совет партии большинством голосов не согласился отпускать. И он, впоследствии, оказался не председателем, а уже лидером партии. Отмечу, что председателя АМИП не имеет по сей день.
Повторяться Иса Гамбар не любит, и, по всей видимости, имеет планы для своего будущего трудоустройства. Ну не будет же он открывать личный блог, в преддверии отставки.
У Исы Гамбара есть несколько путей. Он может организовать коалицию партий, и его желание сотрудничать с ПНФА, и последнее заявление демонстрируют заинтересованность в создании коалиции. С другой стороны, башган партии в будущем может разыграть план кризиса. Заявление о будущей отставке за десять месяцев и так накаляет не перестающую тлеть внутрипартийную обстановку. К примеру, выборы председателя молодежной организации партии вылились в открытое противостояние, и в конце концов после нескольких недель взаимных упреков и оскорблений, башган сам решил кому руководить организацией.
Соответственно, и в этом случае, можно будет замутить съезд партии до такой степени, что в конце концов все участвующие в борьбе силы будут заинтересованы вернуть Ису Гамбара в обжитое им рабочее место. Башган также может стать рядовым членом партии, и определенное время пребывать в тени. С 2010 года по 2013 годы в Азербайджане не будут проводиться выборы, и поэтому в этот отрезок времени можно отдохнуть, провести несколько тактических ходов по нейтрализации коллег по лагерю, уже в новом амплуа. А к 2013 году выступить в роли кандидата в президенты.
Путей выхода для Исы Гамбара много, но одно ясно. Никуда он уходить не собирается. Он будет продолжать ошибаться и вводить как свою партию, так и весь оппозиционный лагерь в пучину раздоров и обид.
Оппонентам Исы Гамбара следует не мешать ему ошибаться и позволять проводить тактические ходы, смысл которых знает лишь он сам.
Перваз Атакишизаде