Женщина, заточенная в мужском теле? Или о жизни транссексуалов в Азербайджане
Молодая женщина, с которой я встретилась после длительных переговоров, назвалась Севой.
Для беседы я выбрала небольшое полупустое кафе, где, за долгим разговором, мы провели несколько часов кряду.
О том, что он отличается от всех своих сверстников, Ильгар понял еще в далеком детстве. Дружба с соседскими мальчишками не залаживалась – его нисколько не привлекали ни машинки, ни войнушки. А вот с девчонками все было с точностью до наоборот, они с радостью приняли Ильгара в свою компанию, где он с упоением играл в «дочки-матери», прыгал в «резинки», в общем, чувствовал себя в девчачьем коллективе, как рыба в воде.
Когда Ильгару исполнилось 19, он окончательно разобрался в том, что с ним происходит. Немалую роль сыграл в этом Интернет, где он смог найти людей с такой же проблемой, как у него, и тогда Ильгар твердо решил, что обязательно сменит пол.
«Проблемы начались тогда же, в детстве. Заметив мое «необычное» поведение, папа пытался повлиять на меня, постоянно стыдил, кричал, насильно отправил в спортивную секцию. Однажды, когда мне было 12 лет, он застал меня в женской одежде (больше всего я любила переодеваться в мамины платья и смотреться в зеркало), и, устроив грандиозный скандал.
Мама пыталась заступиться, но для отца это был страшный удар. С тех пор он практически перестал разговаривать со мной. Да и с мамой были натянутые отношения. Она хоть и не кричала на меня, но мое поведение вызывало у нее презрение», - рассказывает Сева.
«Не такая как все»
Я пытаюсь рассмотреть ее исподтишка. У Севы пока еще низкий голос. От Ильгара ей достался разве что слегка тяжеловатый для женщины подбородок, но если бы я не была курсе, то вряд ли бы догадалась, что передо мной сидит транссексуал.
Ей пришлось пройти непростой путь. Несмотря на то, что Ильгар отчаянно пытался скрыть свою истинную сущность, всячески скрывая и подавляя в себе женские черты и манеры, окружающие сторонились его.
«Я была не такой как все. Ощущала себя женщиной, заточенной в мужском теле, очень страдала из-за этого, кроме того, надо мной постоянно посмеивались, дразнили одноклассники. У меня не было ни одного друга. Ни одного человека, с которым я могла бы поделиться тем, что меня тревожит», - поделилась своими переживаниями Сева.
В какой-то момент она всерьез задумалась о суициде, но на помощь пришел Интернет.
«Благодаря Всемирной паутине мне удалось найти «товарищей по несчастью». Поговорив с ними, я приняла решение сменить пол. Для начала мне нужно было начать гормональную терапию. Поскольку врачи вряд ли помогли бы мне решить эту проблему, я воспользовалась советами виртуальных друзей-трансексуалов, которые уже прошли через подобное лечение», - говорит Сева.
По счастливой случайности, спустя некоторое время Сева узнала, что может сменить пол в Азербайджане. Она обратилась за помощью в медицинский центр «Funda», где была проведена хирургическая кастрация.
Изменение половой роли - очень болезненный процесс и это последнее средство, применяемое обычно только после многих лет душевных поисков.
Многим из них хочется сохранить с близкими людьми теплые отношения. Однако, в большинстве случаев, для друзей и родственников транссексуалов подобная ситуация очень болезненна, им очень трудно понять что движет людьми, желающими сменить свой пол. За свою жизнь, люди, не сталкивающиеся с этой проблемой, привыкли воспринимать этих людей, так, как это было заложено изначально. Транссексуалы должны быть готовы к тому, что большая часть знакомых, не способных принять случившееся, отдалится сразу или постепенно. Вот почему пациентам так трудно выбрать этот тернистый путь.
Не по своей прихоти…
Перед тем, как определить обратившегося пациента на операцию по перемене пола, он должен пройти несколько этапов, в частности, собеседование с психиатром. Именно психиатр определяет, насколько адекватен обратившийся к ним пациент, действительно ли он ощущает себя человеком противоположного пола (выявляет «психический пол») и то, насколько сильно его желание пойти на этот шаг.
«Смена пола - это не только проблема изменения собственной физиологии, в соответствии с психикой, но и масса других проблем, в частности, социальных» - считает директор Института по правам человека Национальной Академии Наук Азербайджана (НАНА) Айтен Мустафаева.
По ее мнению, если в Азербайджане проводятся подобные операции, необходимо создать условия для людей, прошедших через эту процедуру.
«Необходимо учитывать, что эти люди идут на операцию не из-за собственной прихоти, они нуждаются в помощи специалистов, но, увы, помимо серьезного психологического разлада, им приходится сталкиваться со множеством социальных проблем: при получении документов, при приеме на работу, в случае необходимости обращения в другие учреждения, где необходимо предъявлять документы», - говорит А.Мустафаева.
По ее словам, есть необходимость в создании специальной комиссии, которая займется рассмотрением подобных дел, начиная с психиатрического освидетельствования, и заканчивая помощью с получением новых документов.
По словам председателя Объединения гендерного развития и просвещения (ОГРП) Кямрана Рзаева, за помощью в их организацию обратилось уже свыше 60 транссексуалов.
«Конечно, их гораздо больше, просто не все знают, что им где-то могут помочь. Уровень дискриминации этих людей довольно высок. Выйдя на улицу, они рискуют быть засмеянными», считает К.Рзаев
По его словам, вследствие неосведомленности, люди порой считают транссексуалов развращенными представителями низшей прослойки.
«Мало того, что эти люди страдают с самого детства, ощущая себя изгоями, они еще и не имеют возможности жить полноценной жизнью. Из-за «разногласия» между внешним видом и тем, что написано в документах, эти люди не могут устроиться на нормальную работу. Поэтому, порой вынуждены зарабатывать на жизнь проституцией. Что в очередной раз настраивает общественность против них. Многие идут на это, чтобы заработать на операцию и гормональную терапию, которая обходится недешево», - отметил он.
В качестве основной проблемы, с которой сталкиваются транссексуалы в Азербайджане, Рзаев называет отсутствие необходимой статьи в законодательстве АР. Эти люди получают новые документы с большими сложностями, проходя через огромное количество инстанций и сложности, связанные с непониманием их проблемы.
«Для того чтобы улучшить их положение, необходимо утвердить закон, регулирующий права транссексуалов, в соответствии с международными медицинскими стандартами», - считает он.
Всю жизнь на «колесах»
Вероятно, вы будете удивлены, узнав, что операцию по перемене пола в Азербайджане прошло уже несколько десятков человек. Первая подобная процедура была весной 2002 года.
«Ко мне тогда обратился двадцатишестилетний молодой человек, полностью ощущавший себя женщиной. Свои наружные половые признаки он воспринимал как уродство. Операция была сделана в три этапа и завершилась благополучно. Однако, «новоиспеченная» молодая женщина была вынуждена покинуть нашу страну по ряду причин. Ведь люди, изменившие половую принадлежность в нашей стране, должны жить по своим прежним документам, отбывать воинскую службу и сталкиваться с множеством других сложностей, из-за несоответствия документов» - рассказывает ведущий специалист медицинского центра «Funda», почетный доктор Международной ассоциации специалистов в области пластической хирургии «Gold autumn», пластический хирург Джамал Азимзаде.
С тех пор, за помощью к пластическому хирургу ежегодно обращается 8-10 человек.
«Перемена пола – это довольно сложная операция, проводящаяся в несколько этапов, а вовсе не моментальное превращение. Это длительный дорогой и временами мучительный процесс. Многие, обратившиеся ко мне пациенты, так и не решились довести процедуру до конца. Полностью этот путь прошли всего три человека», - говорит хирург.
По его словам, люди, принявшие решение пойти на хирургическое вмешательство, должны знать, что они никогда не смогут в полной мере пользоваться вновь приобретенными органами.
«Транссексуалы вынуждены постоянно принимать гормональные препараты, так как обмануть природу невозможно. Гормоны изменяют тело человека, и оно постепенно приходит в соответствие с тем, что чувствует мозг, но постоянная зависимость от этих препаратов тоже нелегкое бремя, которое вынуждены нести эти люди. Прием гормональных препаратов, тем более в течении всей жизни, влечет за собой серьезные потери здоровья, таким образом можно приобрести заболевания сердца, печени, почек, различные онкологические заболевания», - считает Дж.Азимзаде.
Общество их не принимает
Поначалу транссексуалы усиленно скрывают свою психологическую личность от окружающих. Иногда человек способен сдерживать себя достаточно длительное время, но постепенно внутренние противоречия усиливаются до такой степени, что выдержать это становится просто не по силам.
«Характер восприятия проблем отдельных людей напрямую зависит от степени просвещенности общества и его лояльности к проявлениям индивидуальности личности и несмотря на то, что наше общество еще не готово принимать и понимать этих людей, мы не должны умалчивать о том, что такие люди есть и живут они среди нас. Этим мы способствуем дальнейшему развитию негативного отношения к этим людям, в то время как они заслуживают сочувствия, так как попросту больны», - считает хирург.
В настоящий момент проведение операций по перемене пола временно приостановлено.
«На днях ко мне обратились за рекомендацией представители Минздрава Азербайджана. Вероятно, в ближайшее время будет создана Комиссия по рассмотрению обращений от людей, желающих сменить пол. Возможно, это станет одним из шагов, к принятию данной проблемы в нашем обществе», - говорит Дж.Азимзаде.
Трансссексуализм классифицировали как психическое расстройство в начале прошлого столетия, когда это состояние было менее изучено. Психиатры пытались вылечить этих людей методами внушения или лекарствами, но это не давало никаких результатов. Попытки сделать транссексуала «нормальным» были обречены на провал.
Они выбирают этот путь, потому что не существует других способов жизни, терпимых для них и несмотря на то, что почти все эти люди встречаются с предубеждением общества, часто становятся объектами презрения или дискриминации, изменение пола дает им приемлемую, удовлетворяющую их жизнь.
Лейла Лейсан