Шаг в сторону – мина: репортаж Би-би-си из Карабаха - ФОТО
Азербайджанцы, вынужденные оставить родные края в начале 1990-х из-за войны в Карабахе, сегодня мечтают вернуться на родные земли, освобожденные в результате войны осени 2020 года и последовавшего за ней трехстороннего соглашения о прекращении огня.
О том, как сегодня выглядят отвоеванные назад земли, и как скоро возможно возвращение, рассказывают Би-би-си в своем репортаже из Карабаха.
Чиновники в Азербайджане обещают, что электричество и водоснабжение на освобожденных территориях восстановят в ближайшие месяцы.
Однако мины, многие из которых сохранились в земле со времен первой войны, нельзя обезвредить так же быстро. На возвращенных Азербайджаном территориях в абсолютной тишине безлюдной земли иногда слышатся резкие звуки взрывов. Это разминирование.
Город Физули азербайджанская армия взяла еще 17 октября. На первый взгляд он напоминает Агдам –разрушенный, опустошенный. Но не мертвый. Следы военной жизни тут повсюду. Брошенный передвижной радиолокатор – из капота машины торчит двигатель от ракеты. Камуфляжный свитер военного на земле. Опустевшее здание казармы. В металлических шкафах остались перезрелые гранаты и чей-то недоеденный завтрак. Матрасы и подушки хаотично валяются в каждом помещении. Среди них – трупик пушистой собаки. Рядом с казармой – небольшой блиндаж, на бруствере лежит военная каска. Спуститься вниз нельзя – на настиле лежит газовая граната.
На многие километры вокруг в Физулинском районе – минные поля. Саперы просят идти строго за ними – шаг в шаг. По узкому коридору можно пройти только по одному – справа и слева в землю воткнуты синие колышки. Это значит – мины.
Некоторые мины лежат в этой земле почти три десятилетия. За это время почва, избавляясь от инородного, начала выталкивать их наружу, и над поверхностью земли теперь виднеются верхние части корпусов. Другие мины установлены недавно, заметить их невозможно.
После окончания войны больше 40 человек подорвались на минах в районе Агдама, Физули и Агджабеди – это несмотря на то, что территорию постоянно патрулируют военные. Основную работу здесь проводит АНАМА –Национальное агентство по разминированию.
«Мы не можем сказать, сколько конкретно времени потребуется, - говорит Мадад Маммадов, отвечающий за разминирование в районе Физули. - Все земли разные: жилые территории, пустыри, леса, горные районы. Для всего этого есть свои методы очистки, и требуется разное время».
По самым грубым прикидкам, один человек может разминировать 25 квадратных метров территории за день. В АНАМА работают 560 человек. Таким составом на полное разминирование земель уйдет больше 10 лет. Азербайджан намерен привлечь специалистов из других стран. Предварительно помочь согласен Пакистан.
«Мы пока очистили небольшую территорию, но уже нашли тысячи мин. Наталкиваемся, например, на минную полосу шириной в 30 метров и находим там 100-150 мин. А потом наталкиваемся подряд на семь-восемь минных полос. По мере изменения линии фронта территории минировались снова и снова».
Мадад Маммадов стоит на краю такого минного поля – семь полос, тысячи мин. Посередине очищен проход длиной метров 200. Вдалеке на пригорке, со всех сторон окруженная минами, не замолкая лает большая белая собака. Она не двигается. Как ей оттуда выбраться, непонятно.
В 10 минутах на машине от этого поля полным ходом идут работы. Люди кладут кирпичи, работает экскаватор. Здесь строят подстанцию, которая будет снабжать электричеством Физули.
Чтобы начать строительство, АНАМА 15 дней очищала территорию, вскопав землю на глубину шесть метров.
«Уже начали устанавливать электрическое оборудование и собирать металлоконструкции. Планируем за два месяца закончить эту подстанцию. В других районах, например, в Шуше тоже идет строительство», - поясняет прораб Хайям Мустафаев.
План амбициозный – подстанция должна снабжать электричеством аэропорт, который планируют построить неподалеку.
В поселке Суговушан – севернее Физули – тоже работает строительная техника. На улице из одинаковых светлых домов с вишневыми крышами 13 зданий, посеченных осколками снарядов, уже отремонтировали. Свежепокрашенные одноэтажные домики с новыми пластиковыми окнами ждут новых жильцов. Внутри – диваны, столы, кресла, кухонные гарнитуры и газовые котлы.
С ними соседствуют еще не отреставрированные дома. Во дворе дома – осколки битого стекла. С улицы видно, что, убегая, хозяева спешно перетащили всю мебель в одну комнату: кровать прижата к стене, ее поддерживает комод, на котором вверх ножками лежит обеденный стол. В большой комнате – испещренный вмятинами от осколков потолок. На участке разбросаны личные вещи: тарелки, ложки, обувь, клеенчатая скатерть, закрутки, детские рисунки и личные фотографии.
Неподалеку, в опустевшей армянской церкви – огарки свечей, разбросанные по полу томики Нового завета в зеленой камуфляжной обложке.
«Мы следим, чтобы церковь осталась целой. На стенах ни одной надписи. Да, часть икон пострадала. Но это было еще при взятии поселка. […] Сейчас мы такого не допускаем», - поясняет азербайджанский офицер.
«Чтобы попасть в освобожденные города и села, приходится ехать по разбитым временем и войной дорогам, которые петляют по горам и предгорьям. […] Для многих в стране эти дороги – символ пути к победе и светлому будущему, которое, как они верят, уже настает. На лето в Шуше, трасса к которой еще заминирована, назначили национальный фестиваль», - отмечается в репортаже.
Но даже по самым осторожным подсчетам мирные жители, а вместе с ними и полноценная жизнь могут вернуться сюда лишь через годы, которые уйдут на разминирование и постройку новых дорог и домов.
Читайте по теме:
«Сын – он для Родины»: почему для Азербайджана Карабах дороже жизней – ФОТО
«Мои чувства не описать словами…»: Би-би-си о возвращении Натига Аллахъярова в родной Агдам – ВИДЕО
«Нужно отдать должное азербайджанским военным»: репортаж Би-би-си из Лачина – ФОТО
Источник: Би-би-си