Талгат Калиев: Тюркский мир должен стать центром «мягкой силы»
Сегодня многие говорят о возрождении тюркского мира, он объединяется и сплачивается все сильнее на фоне способствующих этому исторических процессов.
Может ли тюркская интеграция претендовать на то чтобы стать одним из наиболее весомых объединительных процессов на Евразийском пространстве, насколько вероятно превращение Организации тюркских государств в один из мировых центров «мягкой силы» на фоне протекающих в мире сложных геополитических процессов?
Об этом 1news.az поговорил с известным политологом из Казахстана, директором казахстанского Института прикладных этнополитических исследований Талгатом Калиевым.
- В последние годы наблюдается усиление единства и солидарности тюркских государств. Что вы думаете о сегодняшней ускоренности данного процесса?
- Укрепление тюркского мира происходит не столько «для чего», сколько «почему». Потому что, во-первых, мы обречены быть близкими. Мы имеем общие исторические и культурные корни, и мы тянемся друг к другу. Между нашими народами есть историческое и генетическое доверие, и мы просто не можем его обойти.
У нас близкие культурные коды, близкие традиции, нормы социального взаимодействия, бытовые, гастрономические, семейные традиции. У нас все схожее, и поэтому нам очень легко общаться. И лидеры наших государств, в силу отсутствия каких-либо исторических претензий друг к другу, всегда были связаны дружбой.
Теплые отношения были у Гейдара Алиева с Нурсултаном Назарбаевым. Каждая встреча Ильхама Алиева с Касым-Жомартом Токаевым пропитана духом взаимного уважения, доверия. Все переговоры проходят гораздо продуктивнее, чем с другими лидерами – это заметно.
Аналогичным образом проходят и встречи с лидерами Турции, Узбекистана, Кыргызстана – проходят на совсем другом градусе доверия.
Поэтому наше сотрудничество в рамках Тюркского мира – оно абсолютно объективно и оправдано исторически. Это первое.
Второе: в условиях геополитической неопределенности и турбулентности, когда возникают такие вакуумы на нашем пространстве – санкционная война, противостояние между крупными геополитическими центрами, Тюркский мир становится альтернативным транспортным, логистическим маршрутом.
Сейчас развивается Средний коридор, который свяжет Китай и Центральную Азию, через Азербайджан и Турцией, с Европой. И это тоже объективный процесс.
То есть, нашему сближению способствуют как исторические предпосылки, так и современность.
- В мире есть силы, которые обеспокоены сплочением Тюркского мира. Как вы считаете, с чем связаны такие опасения?
- В мире в целом существует соперничество за формирование центров силы, за сферы влияния, финансовые и транспортно-логистические потоки, за капиталы. Все борются за влияние. Поэтому думаю, что и это связано именно с большим соперничеством. Но считаю, что на самом деле в условиях глобализации, в условиях новых экономических реалий на этой планете места хватает всем экономикам, всем экономическим проектам.
- Что вы думаете о перспективах превращения Тюркского мира в центр «мягкой силы»?
- Я убежден, что Тюркский мир должен стать именно центром «мягкой силы». Центром распространения лучших традиций, наших традиционных, семейных ценностей. Думаю, что нам есть чем поделиться с миром.