Митат Челикпала: «Посредничество Турции в урегулировании Карабахского конфликта не приведет к желаемым результатам»
Эксклюзивное интервью 1news.az с доктором политологии, профессором Митатом Челикпала
- Что вы можете сказать об армяно-турецких отношениях?
- То, что сейчас происходит между Турцией и Арменией, можно объяснить как брак по принуждению. Ни Турция, ни Армения не жаждут улучшения этих отношений, но есть ряд причин, по которым Анкара должна пойти на сближение. Все это напоминает картину, когда человеку приносят еду, которая ему не нравится, но он должен ее есть, то ли ради уважения, то ли ради того, чтобы никого не обидеть. Сейчас Турция находится примерно в таком положении.
- А что заставляет Турцию идти на налаживание отношений с Арменией?
- Во-первых, страстное желание нынешних властей вступить в Евросоюз. Вы, наверное, знаете, что одним из требований ЕС к Турции как раз таки является открытие границ с Арменией. Во-вторых, приход к власти в США Обамы, который серьезно настроен признать «геноцид армян». В третьих, российский фактор. Как известно, Россия является союзником Армении, и Москва очень заинтересована в открытии границ между Арменией и Турцией. Потому что после грузинских событий Армения полностью изолирована, и Москва считает, что открытие границ поможет снять экономическую блокаду Армении, и ее зависимость от Грузии. Поэтому этот вопрос стал чуть ли не одним из основных в диалоге Москвы и Анкары. Вот совокупность всех этих факторов и заставляет Турцию пойти на сближение с Арменией.
- Пытается ли Турция защитить интересы Азербайджана?
- Несмотря на то, что Турция находится в такой сложной ситуации, она всеми силами пытается защитить интересы Азербайджана. Не случайно, что Анкара везде ставит условием открытия границ с Арменией вопрос освобождения оккупированных территорий Азербайджана. Однако насколько ей удастся дальше отстаивать ваши интересы, покажет время. Но со временем это становится все сложнее. Тем не менее, я считаю, что Турция ни под каким давлением не предаст интересы братского Азербайджана. Это та красная линия, которую власти Турции как раз таки не смогут перешагнуть, потому что их не поймет турецкий народ.
- Турция выступила недавно с идеей «Кавказской платформы». Насколько эта инициатива Анкары поможет установлению мира в регионе?
- Сама по себе идея этой платформы очень хорошая, но ее реализация под сомнением. С одной стороны, проблемы между Грузией и Россией, а с другой стороны Карабахский конфликт мешают реализации этого проекта. Поэтому, думаю, пока эта платформа еще должна быть доработана. К тому же, надо дождаться, чтобы Обама вступил в должность и посмотреть, какова будет его политика в отношении Кавказского региона. Поэтому, повторюсь, реализация этой платформы еще под большим вопросом.
- Может ли Турция выступить посредником в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта?
- Это не приведет к желаемым результатам. Во-первых, Армения не пожелает посредничества Турции, а во-вторых, сверхдержавы - сопредседатели Минской Группы ОБСЕ вряд ли пожелают упустить свою монополию в этом вопросе. Поэтому Анкара старается решить Карабахский конфликт комплексно, с учетом интересов Азербайджана. Думаю,Турция в тесном сотрудничестве с Москвой сможет помочь в решении этой проблемы.
- Как, по вашему, стоит ли все таки ожидать открытия границ с Арменией?
- Не думаю. Пока Анкара не получит четких гарантий от Евросоюза относительно вступления в эту организацию, она не пойдет на открытие границ. Но если ознакомиться с бюджетом ЕС, то расходы в связи с вступлением Турции не значатся там аж до 2015 года. Поэтому, я не верю в скорое открытие границ. Но все-таки политика вещь непредсказуемая, все может быть. Трудно что-либо предсказать, пока Обама не вступил в должность. Я думаю, все прояснится в марте или апреле наступающего года.
- Как обстоят дела с реализацией «Набукко»?
- Здесь тоже все сложно. Турция хочет работать по старой схеме, покупать газ у Азербайджана и Туркменистана и перепродавать его Европе. Однако сейчас ни Баку, ни Ашхабад не хотят работать по этой схеме, они тоже хотят продавать газ по выгодной им цене в Европу. Сейчас идут очень сложные переговоры между производителями с Турцией с одной стороны, и между покупателями с другой. Поэтому очень сложно прогнозировать, как завершатся эти переговоры.
Э.Р.