Война Израиля против ХАМАС – это, по сути, война против поощряющего террор Ирана | 1news.az | Новости
Точка зрения

Война Израиля против ХАМАС – это, по сути, война против поощряющего террор Ирана

10:42 - 17 / 01 / 2009
Война Израиля против ХАМАС – это, по сути, война против поощряющего террор Ирана

В этой войне Израиль сражается не только за себя. В Газе проходит передовая битвы между западным миром и радикальным исламским фундаментализмом.

Именно здесь, на единственном на планете клочке земли, где фундаменталисты захватили власть, проверяется сегодня возможность руководимой гуманными принципами армии демократической страны победить бандформирования исламистов, использующих эти принципы в качестве щита для своих боевиков.

Сегодня все действительно иначе, чем два года назад, хотя, казалось бы, ситуация похожа – только под обстрелами уже не север, а юг Израиля. И ракеты уже не ливанского «Хезболлах», а палестинского ХАМАС неожиданно долетают до населенных пунктов, до сих пор казавшихся неуязвимыми. Однако настроение в израильском обществе пока кардинально другое, несмотря на то, что на международной арене позиция Израиля гораздо более уязвима, чем во времена Ливанской войны 2006 года. Тем не менее вопрос «зачем мы ввязались в эту войну в Газе» практически не возникает. Война в Газе не застала израильтян врасплох, более того, она была долгожданной, особенно для многих жителей юга страны, которые не один день жили под обстрелами ХАМАС.

Израильская операция «Литой свинец» началась в ночь на субботу -- через неделю после завершения 19 декабря шестимесячного перемирия (если можно его так назвать) между еврейским государством и контролирующим сектор Газа «Исламским движением сопротивления» (ХАМАС). 24 декабря правительство Израиля приняло решение о необходимости широкомасштабной военной операции, если обстрелы из Газы будут продолжаться. Общественность, наученная горьким опытом малоэффективных точечных ударов, отнеслась к этому обещанию скептически. Обозреватели обсуждали шансы Египта уговорить ХАМАС на новую передышку. Президент Израиля Шимон Перес сказал в интервью арабской газете As-Sharq Al Awsat, что наземной операции в секторе Газы не будет. Лишь позже выяснилось, что эти действия были частью спланированной акции по введению противника в заблуждение. Хамасовцы действительно поверили, что у них есть несколько дней до атаки израильской армии – если она вообще произойдет. И уж тем более никто не думал, что бомбежка Газы начнется в субботу. ХАМАС предполагал также, что Израиль, как всегда, ограничится бомбежкой тренировочных баз и второстепенных объектов.

Впрочем, придя в себя после первого шока, исламисты продолжили ракетные атаки на израильские города, используя при этом ракеты дальностью более 40 км. Таким образом, «под прицелом» палестинских ракет оказались такие крупные промышленные центры Израиля, как Ашкелон, Ашдод, Офаким и Беер-Шева (где проживает много азербайджанцев и выходцев из Азербайджана).

Премьер Израиля Эхуд Ольмерт подчеркнул, что целью боевых действий является «существенное улучшение положения» жителей юга страны: «Вот уже более семи лет жизнь наших граждан в районах, примыкающих к сектору Газа, совершенно нестерпима. Ни одно государство не может смириться с такой ситуацией, не согласимся с ней и мы». Одной из причин, почему Израиль так интенсивно разрушает военную структуру ХАМАСа, является то, что Иерусалим не хочет, чтобы это движение превратилось в еще одну «Хизбаллу». Другими словами, Израиль не хочет, чтобы ХАМАС развил свой потенциал средств сдерживания, который он позднее мог бы использовать для изменения стратегических правил игры. Такое развитие приободрило бы другие террористические организации в регионе, а также стало бы очевидной опасностью для Израиля, для арабских стран с умеренным режимом и для дела мира в целом.

Если Израилю все же удастся разгромить инфраструктуру террора в секторе Газа, обезвредить руководство ХАМАС и полностью изолировать анклав от поступления оружия и денег, то движение может погибнуть. В крайнем случае, Израиль выиграет еще года три, потому что удар по ХАМАС – сильный, а для официального Иерусалима время – это ключевой момент. Психология израильтян, постоянно живущих в состоянии повышенной опасности, такова, что они борются только с непосредственной опасностью. Вариант, который можно считать более серьезной победой, – вытеснение ХАМАС с территории анклава. Основная проблема израильтян –«физическое соседство» –будет решена, а ХАМАС в изгнании эффективным быть не сможет. Да и сам хамасовский контингент в Газе будет обезврежен: часть активистов будет убита, часть арестована, а остальные «пойдут на поклон» к ФАТХ и сумеют трудоустроиться в ее структурах.

Сегодня ХАМАС стоит перед серьезной дилеммой. С одной стороны, он не готов отказаться от контроля над сектором Газа и будет пытаться любой ценой сохранить там свою власть. С другой стороны, эта цена может оказаться для него очень высокой, а именно – истощение и развал организации. Поэтому в ситуации продолжения военных действий время играет во вред ХАМАСу. Они поняли, что ошиблись, спровоцировав Израиль на операцию, но вместе с тем они еще не созрели для отказа от продолжения террора.

Для соседних арабских стран конфликт в Газе тоже очень важен. И географически, и политически Палестина разделена на два не связанных между собой лагеря. Западным берегом реки Иордан управляет идейный наследник Ясира Арафата партия ФАТХ. Сектор Газа же – под контролем исламских радикалов из ХАМАС. Как ФАТХ, так и ряду арабских государств выгодно убрать или минимизировать влияние радикалов в Газе. Во-первых, из-за непредсказуемости ХАМАС, а во-вторых – из-за его тесного сотрудничества с шиитским Ираном, который в странах арабов-суннитов не любят немногим меньше Израиля. Но проблема в том, что ХАМАС действительно пользуется в Газе серьезной народной поддержкой. И даже уничтожение хамасовцев не означает, что в регионе будет покончено с экстремизмом. Истребление одних радикалов может спровоцировать появление других, более жестких.

В эмоциональном плане весь арабский мир потрясен страданиями палестинского населения, но в плане действий арабские страны уже давно оставили палестинцев на произвол судьбы. Тактика ХАМАС, являющегося орудием в руках Ирана, заключается в том, чтобы попытаться втянуть арабов всего мира в конфликт, но сами арабы считают, что они уже дали достаточно, они не хотят быть игрушкой Ирана в демонстрации силы. Так, два ключевых члена Лиги Арабских Государств – Египет и Саудовская Аравия, несмотря на жесткую внешнюю критику, возлагают немалые надежды на израильскую операцию в Газе. И Египет, и Саудовская Аравия рассматривают ХАМАС в качестве иранской марионетки в их традиционной сфере влияния. Каир по-прежнему не может простить ХАМАСу торпедирование переговоров о палестинском национальном примирении в ноябре. Саудовская Аравия имела подобный опыт в 2006 году, когда после многомесячных переговоров подобное соглашение было нарушено ХАМАСом, что привело к короткой, но кровавой гражданской войне в ПА.

Сегодня это факт, что ХАМАС все больше и больше втягивается в орбиту Ирана. Большая часть вооружения, а также переданный опыт, с помощью которого они теперь производят и совершенствуют свои собственные ракеты, были обеспечены Ираном. Большое число командиров обучалось именно в Иране в последние годы, возвращаясь домой и используя это «образование» при создании армии в секторе Газы. И нужно отметить, что ХАМАС все больше действует в интересах Ирана. Что касается Ирана, то и он стоит перед дилеммой. Да, это государство пестовало ХАМАС в качестве своего агента на Ближнем Востоке, оно обеспечивало ХАМАС деньгами и боеприпасами именно для борьбы против Израиля, но вместе с тем Иран не заинтересован в ослаблении ХАМАСа.В то же время Ирану выгодна шумиха вокруг Газы, которая отвлекает внимание мирового общественного мнения от его ядерного проекта.

В этой войне, как и во Второй Ливанской, у Ирана есть свой интерес: он не только подрывает стабильность в регионе и потирает руки, экзаменуя боеспособность своих агентов – «Хизбаллы» и ХАМАСа, но и отвлекает мировое общественное мнение от своих ядерных разработок. Получается, что Иран, ответственный за тренировки боевиков и командного состава ХАМАС, за финансирование террористических ячеек и поставки оружия в Газу, умудряется сейчас оставаться в тени от критики и, более того, получает возможность развивать свой ядерный потенциал.

ХАМАС, как и «Хизбалла», руководствуется иранской военной доктриной, согласно которой следует обстреливать израильскую территорию ракетами разной дальности полета, чтобы посеять страх и панику у как можно большего числа граждан. Помимо нанесения физического ущерба, эта тактика ставит своей целью моральное истощение израильтян. Иран также рассчитывает на то, что он будет содействовать ХАМАСу в восстановлении разрушенной Израилем инфраструктуры.

В западном и арабском мире у Израиля есть несколько потенциальных союзников для борьбы с Ираном, который представляет миру разные угрозы – от подрыва стабильности в ближневосточном регионе, до международного террора и распространения ядерного оружия. Именно для того, чтобы в будущем можно было вести переговоры с Ираном, нужно обеспечить сейчас победу Израиля над ХАМАСом как агентом Ирана. Война Израиля против ХАМАСа – это, по сути, война против поощряющего террор Ирана. Поэтому США должны быть заинтересованы в безоговорочной победе Израиля больше, чем в прекращении огня, которое позволит ХАМАСу восстановиться и показать, что он непобедим. Победа же Израиля позволит всему демократическому миру вести эффективный и продуктивный диалог с муллократическим режимом в Тегеране, лелеющим ядерные амбиции.

Арье Гут, собкор 1news.az в Израиле

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
4808

Последние новости

Все новости

1news TV