Ягуб Махмудов: «Мы согласны провести сравнительный ДНК-анализ Татьяны Шаумян с останками комиссаров, обнаруженными в парке «Сахил» | 1news.az | Новости
Интервью

Ягуб Махмудов: «Мы согласны провести сравнительный ДНК-анализ Татьяны Шаумян с останками комиссаров, обнаруженными в парке «Сахил»

14:26 - 29 / 04 / 2009
Ягуб Махмудов: «Мы согласны провести сравнительный ДНК-анализ Татьяны Шаумян с останками комиссаров, обнаруженными в парке «Сахил»

Эксклюзивное интервью 1news.az с директором Института истории им. Аббасгулу Бакиханова НАНА Ягубом Махмудовым

- В последнее время в связи с переносом могилы 26-ти Бакинских комиссаров, демонтажом памятника Джапаридзе вновь стал вопрос о роли Бакинского совета в истории Азербайджана. Есть ли какие-то новые данные о деятельности комиссаров?

- Мы обнаружили в государственном архиве ряд документов, свидетельствующих о деятельности Бакинского совета народных комиссаров. Это позволило открыть доселе неизвестные широкой общественности факты. В частности есть подтверждения тому, что комиссары во главе со Степаном Шаумяном осуществили спланированный акт геноцида азербайджанского народа. Сейчас группа ученых продолжает изучать эти документы. По результатам этой работы мы планируем в ближайшее время провести специальную пресс-конференцию.

- Есть ли среди этих документов приказы, которые давал Шаумян или другие комиссары, об истреблении азербайджанцев?

- Да, есть прямые приказы Шаумяна. В архивных документах существуют такие доказательства.

- Недавно в Баку был демонтирован памятник Азизбекову. Какова его роль в тех событиях?

- В архивах нет ничего такого, что бы говорило об участии Азизбекова в геноциде азербайджанцев. Но он входил в правительство и мог как-то помешать резне, подать в отставку. К сожалению, нет документа, который бы свидетельствовал о том, что Азизбеков выразил жесткий протест. Что касается сноса памятника Азизбекову, то это не какое-то специальное решение. До этого был демонтирован памятник Шаумяну, мемориал 26-ти комиссаров, в прессе это связывают с работами по благоустройству. Лично я считаю, что нет никакой надобности сохранять в Баку памятники лицам, совершившим геноцид азербайджанского народа: Шаумяну, Джапаридзе, Фиолетову и другим комиссарам. Я убежден, что памятников им вообще не должно было быть в Баку.

- Но некоторые ученые говорят о других фактах. Азизбеков во время мартовской резни создавал комитеты спасения, именно благодаря ему удалось спасти от разрушения фабрику Г.З.Тагиева?

- У нас таких фактов нет.

- День 28 апреля в истории Азербайджана. Каким следует считать эту дату: большевистским восстанием, оккупацией или мирной сменой власти? Ведь парламент АДР вполне мирно под конкретные договоренности сдал власть советам?

- 28 апреля произошел акт агрессии против Азербайджана со стороны российского большевистского режима. Без каких-либо ультиматумов, вопреки международным нормам объявления была смещена власть независимого азербайджанского государства. Есть много архивных документов, согласно которым в Москве был заранее подготовлен план захвата АДР. Был создан специальный штаб под командованием Левандовского и пр. В результате агрессии были уничтожены все демократические государственные структуры, проведены карательные акции во всех районах страны, уничтожены все передовые люди азербайджанского народа. Это однозначно была агрессия.

- Но парламент АДР, заключив договор о передаче власти советам, фактически легитимизировал власть большевиков. В отличие от прибалтийских государств, которые никаких соглашений с большевиками не заключали, и мир никогда не признавал Прибалтику частью СССР….

- Парламент АДР был демократическим парламентом. В договоре были условия о том, что за исключением членов правительства всем будет обеспечена неприкосновенность, сохранено имущество, независимость. То есть власть была передана другой партии. Причем парламент принял это решение в ситуации, когда Баку был в окружении. Парламенту был предъявлен ультиматум, но решение было принято вполне правильно, последующих репрессий не должно было быть.

Депутаты были вынуждены пойти на такой шаг, когда за два дня до этого Красная Армия миновала Дербент и приближалась к Баку, а со стороны моря стояли военные корабли. Не было необходимости проводить карательные операции в различных уездах страны - Шамкире, Шеки и других.

- Внучка С.Шаумяна -Татьяна Шаумян, руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН, предложила провести анализ ДНК с останками, которые извлекли из братской могилы на бывшей площади 26-ти, чтобы определить, находится ли там ее дед.

- Проведение анализа ДНК требует много времени и денег. И непонятно, как это будет происходить, какая комиссия будить проводить анализ. Я утверждаю, что Шаумян не был похоронен в Баку. Мы не обнаружили его останков в могиле в парке «Сахил». В могиле было 23, а не 26 останков. Мы не нашли останков людей старше 40 лет. Степану Шаумяну было 40, Азизбекову - 42, Татевосу Амиряну – 45. Есть останки человека старше сорока лет, и по всем данным, это Азизбеков.

В принципе мы можем провести ДНК, пусть будут представлены образцы, но на это потребуются годы. Азербайджанские судебно-медицинские эксперты сыграли важную роль в проведении ДНК- анализа царской семьи в России. Для проведения ДНК-анализа потребуются определенные процедурные нормы и крупные средства.

Но мне непонятно, как провести ДНК-анализ Шаумяна, когда среди останков его нет?

- Если его нет в братской могиле, так где же Шаумян, именем которого в Баку назвали район, станцию метро, площадь, центральный проспект и т.д.?

- История была запутана Микояном. Но мы обнаружили некоторые следы. Есть телеграммы, согласно которым комиссаров расстреляли в сентябре 1918 года, а еще в марте 1919 года с британским командованием шли переговоры об обмене Шаумяна.

- О том, что с английским командованием шли переговоры, говорит и Татьяна Шаумян, но, по ее словам, эти переговоры касались не Степана Шаумяна, а сидевших с ним в тюрьме его детей -14-летнего Левона и 17-летнего Сурена. Их в марте 1919 года вместе с женой Джапаридзе англичане обменяли на доктора Зверева и литератора Назарьяна. По словам Татьяны Шаумян, дети С. Шаумяна и Варвара Джапаридзе в марте 1919 года были освобождены и прибыли в Баку.

- Это все слова. Нет доказательств, что Степан Шаумян был среди расстрелянных комиссаров. Судебно-медицинская экспертиза провела тщательные исследования и обнаружила среди останков в могиле только один, который соответствуют останкам не Шаумяна, а Азизбекова.

В качестве опровержения версии об индийском следе Шаумяна приводят поездку Анастаса Микояна в Индию, где он якобы искал, проверил документы и не нашел подтверждения этой версии. Однако мы при помощи индийских ученых выяснили, что Индию человек по имени Микоян не посещал и никаких документов там не исследовал.

Д.Н.

Поделиться:
4088

Последние новости

Все новости

1news TV