Игбал Агазаде: «В применении силового варианта в решении Карабахской проблемы Азербайджан насколько прав, настолько же одинок»
Эксклюзивное интервью 1news.az с депутатом Милли Меджлиса, лидером партии «Умид» Игбалом Агазаде
- Все оппозиционные партии отмечают важность предстоящих муниципальных выборов, но пока нет ясного ответа на вопрос, какие оппозиционные объединения и в каком формате пойдут на выборы?
- О совместном участии в муниципальных выборах пришли к согласию 6 партий: «Мусават», «Умид», ЛПА, ДПА, ПНФА и партия «Гражданство и развитие». В ближайшее время в этом направлении мы намерены решить ряд задач тактического, технического характера. В частности предстоит определить муниципалитеты, по которым будут выдвинуты кандидаты, начать процесс составления списков кандидатов и пр.
- Эти партии пойдут на выборы в политическом или избирательном блоке?
- Думаю, что в конечном счете это будет избирательный блок.
Что касается условий участия в выборах, тут важное значение имеет формат избирательных комиссий. Обеспечение демократических принципов формирования избирательных комиссий позволит повысить доверие населения к этим комиссиям. К сожалению, у общественности нет доверия к избиркомам. Власти должны предпринять шаги, чтобы население доверяло комиссиям и целом выборам. Что касается 6 партий, представленных в Гражданском движении «За Карабах и Республику», то мы будем участвовать в выборах.
- Существует еще одно оппозиционное объединение, где представлены Народная Партия, ЕПНФА и др. Нет ли планов всем объединиться?
- У нас нет противоречий с этим объединением. В то же время между двумя блоками нет консенсуса. Поэтому вопроса о едином блоке всей оппозиции на повестке дня нет.
- В следующем месяце состоится встреча президентов Азербайджана и Армении. Ожидаете ли достижение прорыва в вопросе урегулирования Карабахского конфликта?
- Не думаю, что на июньской встрече президентов Азербайджана и Армении будет достигнут значительный прогресс в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Проблема заключается в том, что стороны противостояния не готовы к урегулированию. Поэтому зримого прогресса не будет. В то же время, возможно, будет достигнуто согласие в каких-то конкретных вопросах, что в свою очередь несколько приблизит позиции сторон.
- Турция отложила открытие границы с Арменией. Как долго этот вопрос снят с повестки дня в Анкаре?
- Пока вопрос открытия границ заморожен. Решение проблемы открытия армяно-турецкой границы зависит не только от воли Турции и Армении. Это было частью глобального проекта по уменьшению влияния России в Южно-Кавказском регионе. То планировалось нормализовать отношение Армении и с другими соседними странами. Но в результате на Южном Кавказе сложилась принципиально новая ситуация. В частности, по крайне мере на виду, произошло сближение Азербайджана с Россией. В сложившейся обстановке очень сложно прогнозировать, что же произойдет завтра. Многое зависит от того, как будет реализована программа ЕС «Восточное партнерство».
- Исполнительный секретарь партии «Ени Азербайджан» Али Ахмедов отметил, что неэффективность работы МГ ОБСЕ дает повод подумать об изменении формата МГ…
- МГ ОБСЕ всегда заявляла, что они могут быть только посредниками и сами конфликтующие стороны должны прийти к согласию. МГ ищет политические пути решения конфликта, которые бы устраивали обе враждующие стороны. Международное право однозначно на стороне Азербайджана.
Надо посмотреть, что сулит изменение формата МГ ОБСЕ. Повысит ли изменение формата возможности воздействия на стороны противостояния? К примеру, завтра Турция, став сопредседателем МГ ОБСЕ, выдвигает условия о выводе армянских войск с оккупированных территорий. Что-то изменится от этого? Нет. Потому что нет механизмов воздействия. Нет механизма принуждения к выполнению договоренностей.
Все международные организации, включая ООН, признали оккупированные земли азербайджанскими. Чего же еще требуется?
Я сторонник продолжения переговоров до тех пор, пока будет достигнута окончательная договоренность по урегулированию Карабахского конфликта. Пока альтернативные варианты переговорам очень ограничены. В данное время в применении силового варианта Азербайджан насколько прав, настолько же одинок. Международные организации и конкретные страны выступают за политическое решение проблемы. Даже дружественная нам страна, стратегический союзник – Турция - также выступает за мирное решение Карабахского конфликта.
В такой ситуации надо вести переговоры, но, в то же время, есть вещи, которые надо вести параллельно, чтобы усилить свои позиции на переговорах.
Д.Н.