Никлас Нильсон: «Ответственность за медленное продвижение Nabucco несут Евросоюз и Турция»
Эксклюзивное интервью 1news.az с экспертом Института политики развития и безопасности (Швеция) Никласом Нильсоном
- Недавно Азербайджан заключил с Россией соглашение о продаже газа в определенных объемах с дальнейшим увеличением в будущем. Насколько вероятным вам кажется скорая договоренность сторон о продаже Азербайджаном всего добываемого в стране газа России, как этого хочет Москва?
- Это сложный вопрос. С одной стороны, связь Азербайджана с Западом в настоящее время во многом зависит от степени вовлечения страны в такие проекты, как Nabucco. Если же вместо этого существенные объемы азербайджанского газа будут идти в Россию, это лишь увеличит российские рычаги влияния на Азербайджан. С другой стороны, ответственность за медленное продвижение по Nabucco, прежде всего, лежит на Евросоюзе, а также в большой степени Турции. При таких обстоятельствах можно понять, что азербайджанское правительство занимается поиском других выходов.
- Некоторые говорят, что Россия заплатила небывало высокую цену за азербайджанский газ. Не считаете ли вы, что в Кремле любыми путями хотят предотвратить экспорт азербайджанских энергоресурсов на Запад в обход России?
- Да, «Газпром» и Москва крайне заинтересованы в предотвращении как можно дольше доступа Запада к каспийским энергоресурсам с тем, чтобы сохранять монополию на экспорт.
- Может ли Россия преуспеть в реализации этой задачи?
- Насколько России это удастся, будет зависеть во многом от степени вовлечения Евросоюза в данную ситуацию.
- Видите ли Вы какие-либо угрозы в этой связи в отношении Nabucco?
- Да. Двусторонняя договоренность между Азербайджаном и Россией невелика, тем не менее, она рождает беспокойство по поводу того, какой объем газа с газоконденсатного месторождения «Шахдениз» будет доступен для Nabucco. И эта угроза будет расти в случае последующего увеличения объемов поставок азербайджанского газа в Россию.
- Какую альтернативу могут предложить европейцы Азербайджану?
- Реальный прогресс по Nabucco является наиважнейшим фактором, который, с одной стороны, углубит европейскую интеграцию Азербайджана, а с другой – обеспечит допуск Запада к каспийским энергоресурсам.
- Может ли Запад ради этого пойти на определенные уступки в отношении Азербайджана, вроде преференций на пути республики в Евросоюз и НАТО?
- Сложно судить, но в любом случае это не вопрос ближайшего будущего, поскольку ни НАТО, ни Евросоюз, ни сам Азербайджан не готовы обсуждать эту проблему в настоящее время. На ближайшую перспективу важнейшим вопросом являются инфраструктурные проекты.
- Так или иначе, вы неоднократно бывали в Азербайджане и уже достаточно хорошо знаете нашу страну. Видите ли вы Азербайджан полноправным членом европейской семьи?
- Интересный вопрос. Но на него сложно отвечать. Я бы сказал, что Азербайджан является воротами между Европой и Азией и обладает преимуществом в сочетании западной и восточной культур и ценностей.
Махир Мамедов