Россия в нефтяной ловушке
Американское правительство озабочено, как не допустить излишнего подорожания «черного золота», в первых числах ноября этого года в США вступят в силу новые правила, регламентирующие оптовую торговлю нефтью и серьезно ограничивающие возможности спекулятивных операций.
Все дело в том, что дорогая нефть, по мнению западных экспертов, может нанести серьезный удар по мировой экономике. Парадокс, но именно с возможным подорожанием нефти связаны появившиеся недавно прогнозы по скорому выходу России из экономического кризиса.
Аналитики не балуют Россию оптимистическими прогнозами относительно перспектив ее экономики. Тем более приятно выглядит анонсированный в конце прошлой недели прогноз инвестиционного банка Merrill Lynch согласно которому, пик кризиса нашей страной был пройден этим летом, а в следующем году начнется медленное восстановление российской экономики. Главный экономист Merrill Lynch Юлия Цепляева не скрывает, что оптимизм относительно экономических перспектив РФ связан с ожиданием роста цен на нефть и оживлением мировой, прежде всего американской, экономики. В Merrill Lynch надеются, что уже в этом году США начнут выкарабкиваться из кризиса, и как локомотив потянут за собой экономики других стран. Как следствие, средняя цена российской нефти марки Urals в 2010 году вырастет до $73 за баррель, а к концу года за «бочку» российской нефти будут давать $82. Хотя г-жа Цепляева уверена, что даже при долгосрочной цене в $70 за баррель российская экономика сможет расти и развиваться, пусть и не столь быстрыми темпами, как в докризисные годы. В Merrill Lynch полагают, что в 2010 году российский ВВП подрастет на 3,5%. Одновременно Россию ждет увеличение притока инвестиций, и укрепление национальной валюты, курс которой к концу 2010 года может достичь докризисного уровня, то есть 26,64 рублей за 1 доллар США.
Позиция аналитиков Merrill Lynch в целом схожа с чаяниями российских властей, антикризисную политику которых многие отечественные аналитики формулируют примерно так: «затянем пояса, и подождем, пока мировой кризис закончится».
Осталось понять, насколько оправданы подобные ожидания? На первый взгляд оправданы: крупнейшие торговцы «черным золотом» Goldman Sachs и Morgan Stanley прогнозируют в 2010 году цену нефти на уровне $85 за баррель, в ОПЕК считают справедливой цену в $75. На прошедшем в начале лета саммите G8 глава Международного энергетического агентства (МЭА) Нобуо Танака заявлял, что 2010 год станет годом серьезного подъема спроса цен на нефть. В общем, картина и впрямь получается вполне оптимистическая, если бы не одно но. Многие западные аналитики считают, что высокие цены на нефть могут стать главной причиной торможения мировой экономики и даже спровоцировать вторую волну кризиса.
Эксперты МЭА считают, что $70 за баррель – критический для мировой экономики уровень цен на «черное золото». Если этот порог будет пройден, то всплеск инфляции, спровоцированный подорожанием сырья, ослабит, а то и вовсе сведет на нет эффект от антикризисных мер, предпринимаемых правительствами многих стран. В МВФ также называют главной опасностью для мировой экономики высокие цены на сырье, в том числе и углеводороды.
Похоже, «нефтяная угроза» действительно серьезна, раз власти США решили ввести новые правила оптовой торговли «черным золотом». Федеральная торговая комиссия США (FTC) с 4 ноября намерена контролировать рынок и налагать штрафы до $1 млн в день на трейдеров, которые попытаются, манипулируя рынком, толкать цены вверх.
Впрочем, действия FTC не единственный фактор, который может затормозить рост цен на нефть, а значит, и похоронить мечты на скорое возрождение российской экономики. Среди российского экспертного сообщества распространено мнение о том, что мирровые цены на нефть в ближайшие месяцы не только не вырастут а, наоборот, упадут до $20 за баррель. Только такое падение сможет стать толчком для оживления мировой экономики. Эту точку зрения активно отстаивают специалисты Института глобализации и социальных движения (ИГСО). Директор ИГСО Борис Кагарлицкий не раз заявлял, что рост цен на нефть, наблюдаемый с весны этого года, отражает не реальные потребностей мировой промышленности, а интересы спекулянтов, оперирующих в том числе и средствами, выделенными на борьбу с кризисом. Но «запас прочности» спекулянтов вот-вот иссякнет, и цена на нефть будет определяться прежде всего реальной потребностью со стороны экономик. На Западе мнение г-га Кагарлицкого разделяет к примеру, бывший советник американского правительства Филипп Верлегер, утверждавший в середине лета, что предложение опережало спрос примерно на 1 млн баррелей в сутки. Эта нефть не потребляется, а высокая цена становится тормозом для восстановления производства.
Если подобные заключения верны, то ожидать скорого восстановления российской экономики не стоит. А российскому правительству, возможно, стоит надеяться не на возрождение мировой экономики, а обратиться к опыту европейских государств. В Европе много говорят о глобальных, международных мерах по борьбе с кризисом, но на практике, реализуют политику «каждый сам за себя». То есть, пытаются «запустить» экономику, используя резервы своих рынков, в частности стимулируя, буквально спонсируя, внутренний потребительский спрос и развитие малого и среднего предпринимательства.
Влад Гринкевич, экономический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора