Скандинавский социализм оказался сильнее кризиса
Скандинавия, если верить последней статистике Всемирного экономического форума (Давосский форум), оказалась самым стабильным экономическим островом в Европе, и тихо и спокойно пережила финансовый и экономический кризис.
«Перспективы Швеции, Дании и Норвегии выглядят очень хорошо, - уверен ведущий экономист Гарвардской школы бизнеса и Стокгольмской школы экономики Кристиан Кетелс (Chrtistian Ketels). - Они вернутся к нормальнорму состоянию финансов и экономики гораздо быстрее и легче, чем все остальные». И благодарить за это земли викингов должны все ту же «скандинавскую модель», не виданную более нигде в мире систему социальной защиты населения, государственного участия в экономике, жесткого регулирования банков, бесплатного образования и льготного медицинского обслуживания.
Норвегия с ее нефтяным фондом, аналогом нашего Фонда будущих поколений, в этой тройке блистает ярче всех. На сегодняшний день размер норвежского Правительственного пенсионного фонда Глобал (официальное название нефтяного фонда) оценивается в 326 млрд долларов. Это в полтора раза больше всего ВВП северного нефтяного королевства. Для страны с населением в 4,8 миллиона человек это очень много. (Для сравнения, наш нефтяной фонд оценивается в 158 млрд долларов.) С 2008 года 60% денег фонда вложены в акции ведущих промышленных компаний мира. Фонд считается самым крупным держателем акций промышленных, торговых и финансовых компаний в Европе.
Норвежцы вместе с Россией входят в так называемую «Большую семерку» фондов национального благосостояния. Россия стоит в ней как раз на седьмом месте.
Лидерство здесь прочно и давно удерживает крошечный Абу Даби. С 1976-го года, когда он начал собирать нефтедоллары в свой Abu Dhabi Investment Authority, размер фонда вырос до 627 млрд. От Абу Даби на почти 200 млрд долларов отстает даже Саудовская Аравия. Третье место (перед Норвегией) занимает китайская SAFE Investment Company с 347 млрд долларов. К нефти они, правда, не имеют никакого отношения. А еще перед Россией стоит Сингапурская правительственная инвестиционная корпорация (219,9 млрд долларов).
По идее, если, конечно, полностью верить сторонникам школы свободного рынка, Скандинавия с ее колоссальными государственными расходами и дорогостоящей системой социального обеспечения должна была бы первой рухнуть под ударами мирового финансового кризиса. Но этого не произошло. «Произошло как раз обратное, - уверен профессор Кетелс. - Швеция, Дания и Норвегия справились с кризисом гораздо лучше, чем все другие страны. Их банковские системы, которые жестко контролируются законодательствами и государственными надзорными органами, конечно, понесла потери. Но в сравнении с потерями американских или английских банков это был мизер».
«Крепкое государство социального благосостояния, бесплатного образования (в Швеции, Норвегии и Дании университетское и школьное образование оплачиваются государством) и медицинского обслуживания сработали как буферные пояса, стабилизирующие экономику и финансы», уверен профессор экономики Норвежской школы управления Эспен Моен (Espen Moen). «В 2008 году у рабочих и служащих государственного сектора экономики была солидная прибавка к зарплате. Они еще никогда не получали таких больших денег. И эти деньги обеспечили спрос, а он - функциональность экономики. Все элементарно просто».
Скандинавским странам помог справиться с кризисом и государственный сектор экономики. В Дании, Швеции и Норвегии в нем занят каждый третий работающий. Для сравнения, в Британии - каждый пятый.
«В общем и целом наши системы социального благосостояния с высоким налогообложением, дорогостоящей социальной защитой действовали как якоря», уверен министр финансов Норвегии Кристин Халворсен (Kristin Halvorsen). В Швеции, если вы теряете работу, то будете получать пособие по безработице в 80% от последнего заработка в течение первых 200 дней и 70% в течение последующих 100 дней. Это пособие не может быть ниже 680 крон в день ( примерно 40 долларов США). В Норвегии пособие по безработице будет выплачиваться два года в размере 62% от прежнего заработка.
Норвежцы, кстати сказать, вкладывают в бюджет только 4% своего нефтяного фонда. Остальные деньги вложены в акции или инвестированы в покупку иностранных торговых и финансовых компаний. Дания, Швеция и Норвегия входят в первую пятерку в списке самых конкурентоспособных экономик мира, который ежегодно готовит Давосский форум. «Высокий уровень инвестирования в образование и профессиональную подготовку обеспечивает и высокий качественный уровень рабочей силы. А это, в свою очередь, дает скандинавским странам возможность легко и быстро адаптироваться к изменяющимся экономическим реалиям. Большой государственный сектор - это страховка от резких колебаний или потрясений на рынках», говорит все тот же министр финансов Норвегии Кристин Халворсен.
Правда, противники скандинавской модели государственного участия в экономике и поддержки системы социальной защиты, говорят, что при таких размерах (население от 5 до 9 млн человек) скандинавам легко тратить на соцзащиту такие деньги. Да еще с налогами, зашкаливающими за 50-60%. Но сами они уверены, что их система работает превосходно, и подтверждение этому - легкое преодоление мирового финансового кризиса. Датчане, например, этим летом назвали свою систему государственной социальной защиты «величайшим национальным достижением».
За медицинское обслуживание во всех этих странах платит государство. Финны, между прочим, пошли еще дальше своих скандинавских соседей. В стране Суоми, где у населения довольно сложные отношения с алкогольными напитками, государство даже регулирует суммы штрафов и плату за вытрезвители. С безработных они не взимаются вовсе, а для работающих составлена специальная шкала: сумма штрафов зависит от вашего заработка - чем он больше, тем с большими деньгами придется расстаться.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора