Новруз Мамедов: «В интересах Азербайджана, чтобы Россия внесла свой вклад в справедливое урегулирование Карабахского конфликта»
Эксклюзивное интервью 1news.az с заведующим отделом международных связей Администрации Президента Азербайджана Новрузом Мамедовым
- В последнее время вновь обострилась обстановка на Северном Кавказе, особенно в Чечне и Ингушетии. Возможна ли, на ваш взгляд, в регионе новая война?
- Нет, я так не считаю. Но, во всяком случае, новая эскалация напряженности в этом регионе вызывает беспокойство. Конечно, всем нам хотелось бы, чтобы по соседству с Азербайджаном царили мир и стабильность. В настоящее время правительство Росси принимает меры по урегулированию обстановки, и я надеюсь, что вопрос получит справедливое разрешение.
- Однако бытует мнение, что правительство Росси заинтересовано в существовании таких горячих точек, чтобы отвлечь население от экономического кризиса и его последствий, а заодно держать в напряжении соседние Азербайджан и Грузию.
- Я не знаю авторов этой версии и не воспринимаю их суждения всерьез. И я не могу согласиться с теми, кто проводит аналогии между Азербайджаном и другими странами. Сегодняшние отношения между Азербайджаном и Россией коренным образом отличаются от отношений между Грузией и Россией. Мы строим эти отношения, исходя из своих интересов. Я не согласен с мнением о том, что какие-то круги в Росси заинтересованы в подобных событиях на юге страны, и у меня нет никаких данных, подтверждающих подобную точку зрения. Я не верю также в то, что правительство Росси недооценивает эти процессы.
- Можно ли охарактеризовать нынешние азербайджано-российские отношения как союзнические?
- Лично я удовлетворен нынешним состоянием азербайджано-российских отношений. Анализируя историю этих отношений за время после обретения независимости, я прихожу к выводу, что наши отношения развиваются по восходящей линии. Двусторонние связи охватывают практически все сферы, товарооборот между двумя странами весьма велик, и никаких вопросов, вызывающих значительную озабоченность, между нами нет. Ну, а небольшие трения случаются даже в семье, между близкими родственниками. Считаю, что перспективы у азербайджано-российских отношений самые благоприятные, их следует рассматривать как партнерские.
- Как вы оцениваете поддержку Россией процесса мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта? Устраивает ли эта роль азербайджанскую сторону?
- Конечно, существуют определенные деликатные моменты, и в наших интересах, чтобы Россия как наш сосед и как стратегический союзник Армении, а также как активный участник всех этих процессов внесла свой вклад в справедливое урегулирование конфликта. Несомненно, Россия увязывает все это с какими-то своими внутренними вопросами. По крайней мере, лидеры России в своих выступлениях подчеркивают, что намерены сделать все от них зависящее, и в то же время их позиция состоит в том, что стороны должны сами договориться. Думаю, что Россия могла бы активизировать свои усилия в данном направлении.
- Ожидается ли в ближайшее время азербайджано-российская встреча на высшем уровне? Или же встреча президентов Азербайджана, Армении и России?
- Могу сказать, что в ближайшие месяцы такая встреча не исключается. Но ничего конкретного на этот счет я пока сказать не могу.
- А можно ли ожидать подобной встречи в рамках очередного саммита СНГ, который ожидается в октябре в России, и рассмотрения им карабахской проблемы?
- Конкретные сроки этого саммита пока также не известны. Возможно, что в рамках саммита будут проведены какие-то встречи, и тогда президент Азербайджана, скорее всего, затронет вопрос армяно-азербайджанского конфликта. Но мне трудно сказать, будут ли достигнуты какие-либо договоренности.
Кямиль Хамзаоглу