Российский политолог: «Возможная война в Нагорном Карабахе не повод для оказания военной помощи Армении со стороны членов ОДКБ»
Интервью 1news.az с вице-президентом Центра политических технологий, российским политологом Сергеем Михеевым.
- Заключение договора о продлении на 49 лет срока пребывания российской военной базы на территории Армении может как-то отразиться на дальнейшем процессе урегулирования карабахского конфликта?
- Во-первых, Россия выступает за мирное урегулирование конфликта. Во-вторых, вопрос военной базы и ее участия в возможной карабахской войне – это, простите, разные вещи. База – это одна история. Нагорный Карабах – другая. И не надо их связывать. Военная база находится на территории Армении с советских времен, а проблема Нагорного Карабаха – это проблема постсоветских отношений Азербайджана и Армении.
- Может ли Армения теоретически получить военную помощь от России в случае возобновления военного конфликта?
- Теоретически может в рамках устава ОДКБ, который предусматривает военную помощь всеми членами организации в случае внешней агрессии против территории ее члена. Но Нагорный Карабах не является территорией Армении, и ни один член ОДКБ этого не признал. Так что возможная война в Нагорном Карабахе не является поводом для оказания военной помощи Армении со стороны членов ОДКБ.
- То есть, Вы считаете, что если начнется война, солдаты военной российской базы в Гюмри, грубо говоря, не встанут плечом к плечу с армянскими солдатами и не будут воевать против Азербайджана?
- Солдаты военной базы в Гюмри могут воевать исключительно по приказу президента России. И подобный приказ в случае с Нагорным Карабахом и возможной войной за него маловероятен. Я даже теоретически не представляю себе ситуации, при которой российские военнослужащие Гюмри могли бы принять участие в карабахском конфликте.
- Стоит ли ожидать каких-то существенных договоренностей по Карабаху по итогам грядущего визита в Ереван президента России Дмитрия Медведева?
- Несомненно будет разговор относительно карабахского конфликта. И думаю, президент Медведев попытается повлиять на позицию Армении в плане решения конфликта в рамках обновленных Мадридских принципов. Правда, думаю, шансы здесь не велики. Сомневаюсь, что позиция Еревана радикально изменится после визита Дмитрия Медведева.
- После провальной алматинской встречи вероятность возобновления военных действий повысилась?
- Я изначально отнесся к этой встрече с большой долей скептицизма. Так все и произошло. Что касается возможной войны, то она станет большой проблемой для обоих государств вне зависимости от того, кто победит или проиграет.
- Как сейчас, по-вашему, будут развиваться события вокруг процесс урегулирования карабахского конфликта?
- Думаю, до конца года практически ничего не изменится. Почти уверен в этом на сто процентов.
- А что потом?
- Трудно сказать. Я уже неоднократно говорил, что, к сожалению, проблема тупиковая, и стороны никак не могут договориться друг с другом. И все усилия посредников разбиваются о невозможность достижения консенсуса между Баку и Ереваном. Стороны ведь невозможно заставить сделать то, чего они сделать не хотят. А третья сторона за них ничего сделать не сможет.
Гамид Гамидов