«Одиссея рассвет»: свержение режима или защита мирного населения?
В Бенгази создан первый орган исполнительной власти - временное правительство, а его главой Национальный переходный совет назначил Махмуда Джимбриля, который ранее представлял интересы повстанцев на международной арене.
При этом Совет будет исполнять функцию законодательного органа. Сама оппозиция заявила, что не намерена делить страну, столицей по-прежнему остается Триполи, но ее надо освободить от войск Каддафи.
Между тем целый ряд стран заявили, что, западные союзники существенно вышли за рамки полномочий, предоставленных им мандатом ООН.
Известно, что принятая 17 марта резолюция Совета безопасности 1973, была направлена на защиту мирного населения Ливии. Ее главная задача состояла в закрытии воздушного пространства страны и использовании «любых средств», за исключением прямого военного вторжения. Выясняется, что понимание того, какие методы разрешается использовать, не выходя за рамки мандата ООН, может быть весьма разным.
Члены коалиции убеждены, что закрытие воздушного пространства предполагает необходимость безопасного патрулирования неба над Ливией. Именно поэтому элементы ПВО Каддафи должны быть уничтожены. И естественно, что нанесение ударов по ним оправданно, а сопутствующий ущерб неизбежен. Таким образом, главная задача коалиции - приложить все усилия для того, чтобы свести к минимуму потери среди гражданского населения. Этим же объясняется и необходимость нанесения ударов по правительственным войскам близ Бенгази и в других районах, где они вступают в соприкосновение с силами повстанцев.
Но скорее всего не все были готовы к тому, что операция под ооновским «зонтом» приведет к многочисленным жертвам среди мирного населения. Когда наутро после первых дней бомбардировок правительственные СМИ Ливии объявили, что в результате авиаударов погибли 48 мирных жителей, а еще 150 были ранены, некоторые страны выступили с резкой критикой действий союзников.
Сразу же после начала операции в Ливии о своем «сожалении» заявили Россия и Китай. Именно эти страны вместе с Индией, Бразилией и Германией в ходе голосования в Совете безопасности ООН воздержались. Особую позицию заняла и Турция. Однако самым неприятным для Запада стало то, что начало боевой операции в Ливии было раскритиковано и Лигой арабских государств. Ведь именно члены ЛАГ обратились к ООН с просьбой немедленно принять резолюцию по Ливии и перекрыть воздушное пространство страны, чтобы лишить Каддафи возможности использовать против повстанцев авиацию.
Согласие и одобрение Лиги было для западных союзников принципиальным. Оно означало, что их действия пользуются поддержкой в регионе. В противном случае операция в Ливии слишком была бы похожа на вторжение в Ирак. Однако повторения этого неприятного для Вашингтона и его европейских партнеров сценария членам коалиции хочется меньше всего.
Тем не менее, все усилия Запада, направленные на то, чтобы избежать неприятных ассоциаций с Ираком, оказались тщетными. Стоило Каддафи заявить, что союзники бомбят не радары, а больницы, как общественное мнение в некоторых странах арабского мира тут же склонилось в сторону Триполи.
Позже после сообщения об уничтожении резиденции Каддафи в Триполи волнение только усилилось. Правда союзники заявили, что в доме располагался командный центр, из которого Каддафи мог осуществлять руководство войсками. С военной точки зрения нанесение удара по такому объекту вполне логично. Однако сторонники режима уверяют, что никакого военного предназначения у разрушенного здания не было. А арабские страны снова задаются вопросом: зачем бомбить резиденцию правителя, пусть даже и тирана, если задача операции - не свержение режима, а защита мирного населения?
Четко очертить сценарий развития событий в Ливии сегодня непросто.Трудно проверить, сколько ракет коалиции попало в цель, а сколько промахнулось. Нельзя проверить и статистику, приводимую Каддафи – сколько людей на самом деле погибло, и сколько из них – мирные граждане. Но очевидно и ясно одно. Вооруженное давление на Каддафи будет нарастать. Каддафи для Запада неприемлем окончательно и бесповоротно. И хотя наземная операция – страшный сон для Запада, принятие еще одной резолюции по Ливии исключать нельзя.
В сложное положение попала и оппозиция. Не каждому захочется прийти к власти на иностранных штыках. К тому же в рядах повстанцев немало радикальных исламистов, и они с большим недоверием относятся к Западу в целом и к Соединенным Штатам в частности.
Ясно, что проблема соответствия применяемых средств целям операции "Одиссея Рассвет" будет предметом дискуссий еще очень долго. И хотя союзники, успокаивая общественность, заявляют, что охотиться на Каддафи не собираются, дальнейшие успехи сил коалиции будут способствовать усилению повстанцев. При этом вряд ли мятежники смогут добиться отставки Каддафи относительно малой кровью. В этой связи логичнее ждать в ближайшее время в этой стране роста напряженности и локальных столкновений.
В заключении хотелось бы обратить внимание на удивительные метаморфозы, которые происходят в мировом сообществе. Когда речь идет о сиюминутных интересах ведущих стран, то поспешно принятые резолюции ООН, где не все ясно и четко очерчено, не мешают им выходить за пределы своих полномочий и предоставленного мандата. В тех же случаях, когда следует неукоснительно выполнять резолюции, где предельно ясно и конкретно говорится о необходимости вывода вооруженных формирований одного государства с территорий другой страны, демонстрируется парадоксальный правовой нигилизм и откровенное пренебрежение к судьбе целого народа. Догадаться, думаю несложно. Речь идет о четырех принятых в 1993 году резолюциях Совбеза ООН, где говорится о незамедлительном выводе армянских вооруженных формирований с захваченных территорий Азербайджана.
Фикрет Садыхов, политолог