Риад Гасымов: «Каких бы успехов я не достиг - дети есть и будут самым большим достижением в жизни»
Формула успеха главы представительства Turkapital Holding – дочерней компании Кувейтского финансового дома (Kuwait Finance House) в Азербайджане Риада Гасымова.
Успешный человек - это тот, чей успех измеряется не только деньгами, но и наличием надежных друзей, бизнес-партнеров, хороших отношений в семье, спокойствия в душе. Успешен тот, кто умеет мечту превращать в цель. Наполеон Хилл в своей книге «Думай и богатей» писал о таком важном действии, как «пройти лишнюю милю». Сделать больше списка работ, остаться на пять минут дольше рабочего дня, выполнить дополнительную услугу, проявить настойчивость в работе! Думаю, эти слова, в полной мере можно отнести к сегодняшнему гостю «Формулы успеха» Риаду Гасымову – приятному во всех отношениях молодому успешному предпринимателю.
- Риад, о вас нам известно, к сожалению, совсем мало. Поэтому давайте начнем разговор с вопроса о том, чем вы сейчас занимаетесь?
- В данный момент я возглавляю в Азербайджане представительство компании Turkapital, являющейся дочерним предприятием Кувейтского финансового дома – самого крупного банка Ближнего Востока, имеющего офисы во многих странах мира. Компания Turkapital - инвестиционное звено этого банка, предлагающее исламское финансирование. Если вкратце, суть исламского финансирования заключается в том, что финансовые средства не выдаются под процент как в обычных банках, так как это противоречит нормам шариата. В большинстве случаев инвестор выступает в роли партнера или акционера в проектах получателя, тем самым деля его риски, а в идеале – естественно, прибыль.
Будучи региональным директором данной компании в Азербайджане, я также являюсь членом Совета директоров аналогичной компании в Татарстане – Кувейтско-Татарстанской инвестиционной компании. Основные же офисы Turkapital расположены в Кувейте и Стамбуле. В данный момент компания инвестирует в такие страны, как Турция, Азербайджан, Российская Федерация – в частности – Татарстан, планируя и другие страны Восточной Европы.
- Как получилось, что вы связали свою карьеру с инвестиционным бизнесом? Как давно вы работаете в этой сфере?
- Долгое время я работал на государственной службе, позже занимал должность вице-президента Государственной инвестиционной компании, а сейчас главы представительства Turkapital Holding в Азербайджане. Самое сложное было как раз адаптироваться после ухода с государственной службы в частный сектор. Новая работа и новый вызов в карьере, конечно, были интересны, но, как и повсюду - существовали некоторые негативные и позитивные стороны. Последних, конечно, было больше, в том плане, особенно потому, что на новой работе ты всегда учишься чему-то новому. Ведь исламское финансирование - это абсолютно новый продукт для рынка и местные банки только начинают обращать свой взор на эти инструменты, которые уже много лет активно используются даже в Европе и США. Собственно говоря – сложности тоже вытекали из этого – так как в этой сфере нет примеров, на которые можно было бы равняться и не повторять ошибок – все приходится постигать самому. Но это даже хорошо, потому что каждая новая сфера, в которой ты начинаешь работать, - это большая школа.
- Но, насколько мне известно, вы по образованию юрист…
- Да, это так (улыбается). Учился на юридическом факультете Бакинского Государственного Университета, получил диплом магистра с отличием. Естественно, поступая после окончания школы на юридический факультет, как и все юноши, мечтал лишь о том, что буду работать во органах внутренних дел – прокуратуре, полиции. Но, примерно на третьем курсе института это желание куда-то само по себе улетучилось. Я просто осознал, что работа в органах совсем не мое и стал больше ориентироваться на гражданско-процессуальное законодательство, что, как оказалось, было правильным решением, которое в корне изменило мою жизнь и взгляд на вещи.
После окончания учебы в магистратуре и некоторого периода работы в нефтяной компании я поступил на государственную службу - Госкомитет по ценным бумагам, который тогда только был основан. До сих пор вспоминаю, какая это была трудная, но интересная работа в те годы и как приятно было осознавать, что ты на каком-то своем небольшом участке делаешь часть чего-то глобального. Я начинал карьеру специалистом в юридическом департаменте ГКЦБ, в течение шести лет, что я там проработал, дослужился до начальника юридического департамента, который фокусировался на анализе законодательства на рынке ценных бумаг, а также защите прав инвесторов. Потом я получил предложение возглавить юридический департамент в Министерстве экономического развития. Не скажу, что было легко, но я всегда тот период своей жизни вспоминаю с удовольствием. Интересно было еще то, что почти во всех местах, где бы мне не приходилось работать, приходилось начинать все с нуля. Исключением не стал и период моей работы в основанной в 2006 году Государственной инвестиционной компании, целью которой является развитие ненефтяного сектора экономики и привлечение иностранных инвестиций в нашу страну. В этой структуре я проработал вплоть до 2009 года. Пожалуй, это было самым интересным местом работы в моей карьере…
- Вы пошли на юридический по настоянию родителей или это был ваш собственный выбор?
- Моим родителям, наверное, было обидно, когда они узнали, что я отказываюсь поступать на математический факультет. Я ведь вырос в семье математиков и педагогов, и все думали, что я тоже пойду по их стопам. Но у меня всегда был гуманитарный склад ума и поэтому свою будущую профессию я выбрал сам и совсем не ту, которую мне прочили. Профессия юриста в действительности очень многому учит – не всегда хорошему, но она сформировала меня как личность. Будучи юристом, ты как ни в какой другой профессии быстро понимаешь, что не можешь позволить себе такую роскошь, как полутона в отношении к жизни. Я искренне завидую (хотя и не очень верю) людям, которые утверждают, что для них в жизни существует только белое и черное, «да» или «нет». Как я часто говорю – мы живем во время, когда анекдот про термин «немножко беременна» перестает быть анекдотом – а значит, найти что-то идеально белое и полностью черное просто невозможно…
Думаю, если я бы не стал юристом, то пошел бы учиться на психолога. Мне это ужасно интересно. Мне вообще очень нравится наблюдать за людьми, искать и находить в них слабые и сильные стороны (улыбается). Порой я пытаюсь заставить перестать себя это делать – но без толку – это уже профессиональная привычка, видимо.
- Опишите ваш обычный день на нынешнем рабочем месте.
- Я убежденная «сова» (смеется). Не скажу, что утро для меня лучшее время дня, особенно летом. Моя работоспособность во второй половине дня резко увеличивается. Поэтому пик деловой активности приходится на дневные и вечерние часы. Утро начинается в 9-10 часов, так как я люблю засидеться допоздна, так как это единственное время суток, когда можно побыть в тишине наедине со своими мыслями, почитать, посмотреть фильм, посидеть в Интернете…
Конечно, хочется вернуться к занятиям спортом и каждое утро начинать в спортзале. В студенческие годы я активно занимался боксом, но после того как устроился на работу, времени на спорт не осталось. В последнее же время у меня появилось немного свободного времени, которое я хотел бы уделить себе. Но патологическая утренняя лень из-за ночной активности иногда не дает мне возможности совершить задуманное (улыбается). Правда, это еще один способ протестировать свою силу воли, которую я могу назвать как одну из своих сильных сторон, наверное. Именно она в свое время много лет назад позволила мне бросить курить и вот уже 12 лет, как я ни разу не брал в руки сигарету. Хотя, не скрою, в последние годы сигару под хороший напиток в хорошей компании друзей себе позволяю (смеется).
- Интересно, практически все руководители, с которыми мне приходилось делать интервью, отмечали, что утро – не самое плодотворное время дня, когда им хорошо работается…
- (смеется). Скажу о себе. Нарушение дисциплины у меня, как ни странно, стало последствием того периода жизни, когда дисциплина требовалась как никогда, в то время, когда я работал на руководящих должностях в государственных ведомствах: рабочий день был ненормированным, на работе могли задерживаться до позднего вечера, а утром, соответственно, приходилось являться немного попозже. Если честно, то последним аргументом при моих долгих раздумьях по поводу ухода с госслужбы стал как раз момент того, что я просто перестал проводить достаточно времени со своими детьми, а мне всегда хочется больше времени проводить с детьми, участвовать в их воспитании, видеть и откладывать в памяти их первые успехи и успокаивать, когда бывают неудачи. Ведь ни для кого не секрет – период, когда дети жаждут общения с тобой как родителем очень скоротечен – уже через несколько лет у них появляются интересы вне дома, с друзьями, подругами – и тебе остается жалеть, что осталось так много всего, чего ты не смог сказать, показать, сделать, когда было надо. Я очень не хотел и не хочу упустить этот момент – наверное, самое ценное для отца время, когда ты накапливаешь приятные воспоминания.
- Как вы чувствуете себя в роли руководителя? Трудно управлять людьми?
- Самое важное, на мой взгляд, - создание на работе благоприятного климата для рождения новых идей. Ну и надо пытаться сделать так, чтобы у твоих работников был стимул каждое утро приходить на работу в хорошем рабочем настроении. Большое значение имеет и то, с какими специалистами ты работаешь. Когда ты окружен группой единомышленников - тебе намного проще как руководителю достигать поставленных задач, делить успехи и неудачи. Для меня важны, прежде всего, не обязательства человека как работника, а наличие моральных обязательств перед самим собой и коллективом. Поэтому если спросить, что меня больше всего раздражает в людях, так это непрофессионализм и банальная глупость, причем порой и очень часто одно вытекает из другого.
Конечно же, руководить людьми – даже маленьким коллективом – это большая ответственность. Когда ты становишься руководителем, у тебя появляется масса привилегий, но одновременно с этим ты получаешь нагрузку - ответственность за все, что происходит вокруг тебя. Ответственность за результат, за микроклимат в коллективе… Довольно трудно с этим порой справляться и потому я считаю, что каждый руководитель должен быть немного психологом.
- А ведь вы сами некогда были подчиненным… Как выстраивали отношения с бывшими коллегами и нынешними подчиненными? Как воспринимаете себя в новом статусе?
- Я не раз об этом задумывался. Естественно, в моих руководителях мне тоже могло не нравиться многое, когда я был на позиции подчиненного. Но мне везло в том, что за редкими исключениями и в подавляющем большинстве моими руководителями были люди, у которых я многому учился как специалист, как руководитель, и которые создавали условия для плодотворной работы в коллективе. Но, конечно, бывали и исключения (смеется).
Когда я впервые стал руководителем сам, то поначалу были определенные сложности с коллегами. Дело в том, что когда ты работаешь в команде, а потом тебя назначают руководителем, то тем, с кем ты работал до недавнего времени, сложно сразу начать воспринимать тебя в новом статусе. Конечно, стараешься сохранить прежние отношения, насколько это возможно. Но со временем ты как руководитель должен начать требовать от своих сотрудников результат и тогда многие неправильно тебя понимают, начинают считать, что ты зазнался, изменился, хотя ты просто пытаешься выполнять свои должностные обязанности.
И, кроме того, твои коллеги, которые сейчас стали подчиненными, порой начинают расслабляться, видя тебя при должности и думая, что теперь они могут что-то делать спустя рукава, потому что «там свой парень» и можно расслабиться. Думаю, любое общество в наше время построено на теории «своих парней», но всему, конечно же, есть предел.
Поэтому я и ценю в людях откровенность. Надо суметь вовремя поставить вопрос ребром, если это необходимо. Я не люблю, когда между мной и кем-то есть какая-то недосказанность. Ну а для себя я всегда помню свой базовый принцип – как говорит один из моих любимых киногероев – «Все лгут» (смеется). Человек, как ни крути, все равно лжет и будет лгать. Надо просто помнить об этом. Поняв мотивы лжи того или иного человека, будет намного проще понять природу его самого.
- Слышала, вы коллекционируете вина?
- У меня чисто культурный интерес (смеется). Да, у меня уже есть небольшая коллекция вин, привезенных из разных стран. Это одно из моих хобби. Вино привлекает меня тем, что это самый древний алкогольный напиток – со своей культурой и философией. Оно благородно по своей сути и каждое вино для меня лично прекрасно характеризует ту страну, откуда оно родом. Психологию страны очень хорошо характеризует также ее кухня. Я вообще очень люблю изучать блюда и интересоваться их историей сквозь призму культуры той или иной страны. Вот, вынашиваю идею о написании гастрономических мемуаров о том, какие города и страны с какими блюдами у меня ассоциируются и почему. Пока делаю наброски. Вот будут сутки подлиннее, займусь этим вплотную, сидя где-нибудь в Тоскане (смеется).
Я также коллекционирую фильмы – моя фильмотека пока намного больше моей винной коллекции. В коллекции у меня только фильмы, которые я считаю основополагающими, фильмы, пересматривая которые, я всегда нахожу что-то новое в зависимости от возраста, настроения, фильмы, которые мои дети обязательно должны будут посмотреть, когда придет время…
Но если говорить о самом большом интересе в моей жизни – моей главной страсти - то это, конечно, путешествия. Если мне позволяли бы возможности, как финансовые, так и временные, то я все тратил бы их только на это. Я очень много путешествую, объездил почти всю Европу, много путешествовал по Азии и Америке. Куда-то возвращаться не очень хочется, но есть несколько городов, куда я могу ездить сколько угодно раз и всегда с удовольствием, города правильные по духу для меня, по ритму, по ощущениям… Скажем, Нью-Йорк, Лондон, Рим, Стамбул, Барселона… Эти, наверное, самые любимые.
- Вы очень привязаны к семье, детям. Расскажите немного о них.
- Я очень рано женился. Мы с супругой познакомились и поженились, будучи еще студентами – она училась младше на два курса на юридическом (улыбается).
Мне сейчас 33 года, сыну - 11, дочке – 5 лет. Я горжусь своими детьми и не смыслю себя без них ни минуты. Как и для каждого нормального родителя, счастье его детей - это основной жизненный приоритет. Я лично убежден, что каких бы я успехов не достиг, дети есть и будут самым большим достижением в жизни. Если у меня спросят, когда я могу считать себя по-настоящему успешным, то я всегда отвечу: когда не моих детей будут узнавать как сына или дочь Риада, а меня, как отца Фарида и Фатимы (улыбается).
- Думаю, хорошие отношения в семье отражаются на успехе в бизнесе. А вы как считаете?
- Полностью согласен. Хотя корнем этой гармонии является прежде всего гармония в самом себе. Если ты достиг гармонии с самим собой, то она перейдет в гармонию в семье, а потом и в работе… Конечно, не могу утверждать, что достиг полной нирваны, это было бы преувеличением, но я как никогда в жизни ясно вижу Цель и буду стараться ее достичь. Самое главное – верить в себя!
- Как заработали в жизни свои первые деньги и на что потратили?
- Так получилось, что работать мне пришлось начать очень рано – в 17 лет. Первые деньги заработал переводчиком. Помню, мне за два дня работы заплатили целых 250 долларов – по тем временам деньги совершенно непомерные. Потратил заработанное на какие-то свои нужды, ну и купил маме с сестрой подарки (смеется).
- Ваш девиз по жизни?
- Не относиться к жизни слишком серьезно. Как говорится, живым из нее никому не выбраться (смеется). Я вообще из категории людей, которые смеются, потому что иначе придется заплакать. Ну и надо всегда помнить, что двигатель любого человека – это его мечты. Но я бы никому не пожелал исполнения всех его желаний – тогда не было бы смысла жить. Я убежден, что у каждого человека есть такие мечты, которые навсегда должны остаться мечтами – какими бы красивыми и желанными они не казались и как бы близко в определенные моменты жизни от вас не находились.
- И последний, традиционный вопрос: формула вашего успеха, Риад?
- Когда начинаешь гордиться своими успехами, ты перестаешь расти – а значит, настоящих успехов тебе уже не добиться. Я не считаю, что достиг больших высот в своей жизни. Конечно, если сравнивать себя нынешнего со мной же десять лет назад, то, несомненно, есть некоторые успехи и достижения, которые позволяют считать себя более успешным. Надеюсь, что смогу сказать то же самое о себе сегодняшнем еще через десяток лет.
А формула моя немного банальна: четкое видение Цели, вера в себя и только самому себе, терпение и сила воли. К этому букету прибавим щепотку удачи. Кто бы что ни говорил, но удача важна и нужна в нашей жизни, кем бы вы ни были. Ну и еще одно - надо твердо знать и понимать, что это в работе важен результат, а в жизни важен сам процесс, от которого надо стараться получать максимум удовольствия!
Беседовала Ругия Ашрафли
Фото: Тофик Бабаев