Владимир Корнилов: «Всестороннее развитие азербайджано-украинских взаимоотношений будет иметь место и в дальнейшем»
Интервью 1news.az с украинским политологом, директором Украинского филиала Института стран СНГ Владимиром Корниловым.
- Начну нашу беседу с, наверное, самого злободневного и животрепещущего вопроса для Украины - с газового. Чем, на ваш взгляд, чреват для Украины очередной газовый конфликт с Россией?
- Для начала я бы призвал всех журналистов не сгущать краски и не использовать такие выражения, как «газовая война» для оценки того, что ныне происходит во взаимоотношениях между Украиной и Россией в газовой отрасли. Тем более что нынешняя ситуация сильно отличается от той, что была в 2009 году. Ныне существует действующий контракт, который нельзя прерывать в одностороннем порядке. Исходя из этого, равно как и из общего, дружественного характера российско-украинских взаимоотношений, я выскажу предположение, что в итоге стороны придут к решению существующей проблемы. Пока же приходится констатировать, что приближается четвертый квартал, когда цена на российский газ для Украины, согласно ранее заключенным злополучным договорам, приближается к высшей точке. Это чревато большими проблемами для многих украинских предприятий, в целом для экономики нашей страны. Но ни Россия, ни, естественно, Украина не заинтересованы в том, чтобы экономика нашей страны пережила коллапс. Это еще одно обстоятельство, говорящее в пользу того, что Москва и Киев придут к подписанию взаимоприемлемых документов, не доводя нынешний газовый конфликт до перехода в горячую стадию, как это было в 2009 году.
- Насколько успешно идет поиск Украиной альтернативных поставщиков газа в вашу страну?
- Работа в данном направлении велась всегда, еще со времен, когда президентом Украины был Леонид Кучма. Попытки диверсифицировать поставки энергоресурсов в Украину предпринимает и нынешнее руководство нашей страны. Но при любом раскладе газ или нефть в Украину будут проходить через территорию России. Стало быть, без участия России просто невозможно решать вопрос поставок энергоресурсов в Украину. В сложившихся условиях многое зависит от доброй воли России, но, увы, порой звучащие жесткие заявления в Украине не способствуют ее проявлению.
- А каково отношение в Украине к проекту «Набукко»?
- Проект «Набукко», как известно, является сугубо европейским. В его реализации, помимо европейцев, безусловно заинтересованы и в Азербайджане, и в Туркмении. Что же касается Украины, то в случае реализации проекта «Набукко» она окажется на его периферии. Достаточно открыть географическую карту, чтобы убедиться в том, что данный проект идет мимо не только России, но и Украины, что не может не беспокоить нашу страну.
- Полностью ли используется весь потенциал азербайджано-украинских взаимоотношений в нефтегазовой сфере?
- На мой взгляд, нет. По крайней мере, проекты, согласно которым азербайджанский сжиженный газ будет поставляться в Украину танкерами для заполнения трубопровода Одесса-Броды, упираются в огромные затраты, которые наша страна потянуть не в состоянии. Но, вне всякого сомнения, Азербайджан и Украина будут и дальше углублять и расширять сотрудничество. Благо, Азербайджан богат и нефтью, и газом, а у Украины есть потребность в этих энергоресурсах, поставки которых теоретически возможны и не через территорию России.
- А каким вам видится геополитическое сотрудничество между Азербайджаном и Украиной?
- Геополитическое сотрудничество, всестороннее развитие азербайджано-украинских взаимоотношений, вне всякого сомнения, будет иметь место и в дальнейшем. И тут необходимо затронуть вопрос геополитического выбора наших стран. Хотелось бы отметить, что, вне всякого сомнения, всестороннее развитие азербайджано-украинских взаимоотношений имеет куда большие перспективы в рамках СНГ, вместе с Россией, нежели вне него.
Акпер Гасанов, В.Т.