Александрос Петерсон: «Любой военный конфликт с Ираном будет иметь серьезные последствия для Южного Кавказа»
Интервью 1news.az с советником Центра Вудро Вильсона (Вашингтон), экспертом по вопросам международной политики Александросом Петерсоном.
- Член Конгресса США Дана Рорабахер недавно направил письмо госсекретарю Хиллари Клинтон, в котором призвал Вашингтон поддержать право иранских азербайджанцев на самоопределение. Как бы вы могли это прокомментировать?
- Это гораздо больше относится к американо-иранскому конфликту и внутренней политике США (особенно, вокруг предстоящих выборов), нежели к реальной поддержке этнических азербайджанцев в Иране.
К сожалению, в Вашингтоне мало реального понимания истории азербайджанцев в Азербайджане или Иране.
Кто-то поднял интересную новость о том, что в Иране проживает большое количество азербайджанцев, и предположил, что, поскольку независимая Азербайджанская Республика является близким партнером США, то возможно стоит рассчитывать и на азербайджанцев в Иране. В частности речь идет о поддержке американских действий в случае конфликта или серьезной конфронтации.
В настоящее время, однако, разговоры на данную тему нельзя считать серьезными.
- Как вы считаете, это письмо - личная инициатива Рорабахера, или планы более широкой группы политиков?
- Существует значительная группа, формирующая общественное мнение -политики и комментаторы СМИ, которые подхватили эту идею. Так что это не только Рорабахер.
Тем не менее, некоторые из тех, кто поддерживает азербайджанцев Ирана, не имеют ни малейшего представления об истории региона и азербайджано-иранских отношениях.
То есть нельзя сказать, что такая поддержка является плохой идеей, но в настоящее время ее популярность в Вашингтоне не имеет ничего общего с сутью (проблемы).
- Как, по вашему мнению, напряженность вокруг Ирана может повлиять на ситуацию на Южном Кавказе? Может ли это, или возможное нападение на Иран, отразиться на урегулировании конфликтов на Южном Кавказе?
- Любой военный конфликт с Ираном, вероятно, будет иметь серьезные последствия для Южного Кавказа.
Иранское руководство угрожало трубопроводу БТД и энергетической инфраструктуре на Каспии. Иран может проводить, в качестве одной из форм «ответа» на удар по своей территории, асимметричные нападения на уязвимые цели в регионе.
Если этническое азербайджанское население Ирана на самом деле будет вовлечено, то «игра» может полностью измениться. Это ослабило бы Тегеран, но могло бы также втянуть Южный Кавказ в крупный пожар.
- Может ли, на ваш взгляд, измениться американская политика в регионе после предстоящих президентских выборов?
- Нынешняя администрация, скорее всего, не изменит свой политический курс, ибо по существу, должна выиграть еще один срок.
Республиканская администрация может занять более конфронтационную линию с Россией, особенно в отношении оккупированных территорий Грузии.
Однако маловероятно, что одна из партий возьмет необходимый фокус в отношении нагорно-карабахского конфликта.
Если на президентских выборах в Грузии в следующем году будут неожиданные результаты, или в регионе начнется (военный – ред.) конфликт с Ираном, подход США к региону может резко измениться.
Но это больше имеет отношение к событиям в самом регионе, нежели к американским выборам.
Александрос Петерсон является автором книги «Мировой остров: Евразийская геополитика и судьба Запада» (ориг.- The World Island: Eurasian Geopolitics and the Fate of the West)
Его последнее исследование доступно по ссылке www.chinaincentralasia.com
Эльшан Рустамов, Ф.Б.