Зиба Норман: «США будут действовать осторожнее на Южном Кавказе»
Интервью 1news.az с главой аналитического института по трансатлантическим и кавказским исследованиям в Лондоне (The Transatlantic and Caucasus Studies Institute) Зибой Норманн по итогам президентских выборов в США.
- Учитывая сложную систему подсчета голосов, считает ли Вы, что результаты недавних выборов президента США действительно отражают волю американского народа?
- Несомненно, во время второго президентского срока Барака Обамы его администрация будет работать с очень разобщенным обществом. Среди основных трудностей, с которыми придется столкнуться Обаме, станет разделение в Палате Представителей, где большинство принадлежит республиканцам.
Это может сильно осложнить работу правительства и привести к потере времени, что отвлечет внимание от других важных вопросов, к примеру, внешней политики.
Было бы слишком просто предполагать, что желания американского народа полностью совпадают с инициативами Барака Обамы или Мита Ромни. Многие американцы, за исключением электората демократов, были не в восторге от того, что предлагал каждый из кандидатов.
В действительности же американцы хотят иметь правительство, которое было бы способно вести координированную работу. Однако зачастую избиратели отдают свои голоса за президента-демократа, но за конгрессменов из лагеря республиканцев. По иронии судьбы, волеизъявление избирателей, таким образом, осуществляется, однако мотивы их действий остаются не реализованными.
- Как бы Вы оценили предыдущие четыре года президентства Обамы в вопросе политики США на Южном Кавказе, в частности относительно Азербайджана и нагорно-карабахского конфликта?
- Учитывая собственные внешнеполитические цели США, Южный Кавказ, оставаясь важным направлением, не станет наивысшим приоритетом для новой администрации Обамы. Стремление к более тесному сотрудничеству с Россией означает, что США будут более осторожно действовать в кавказском регионе.
Вопрос нагорно-карабахского конфликта по-прежнему важен для США. Однако многочисленные спады в переговорном процессе, наряду с моментами надежды на прорыв, говорят о том, что разрешить этот конфликт нелегко.
Администрация Обамы была очень обеспокоена вероятностью дальнейшей дестабилизации Южного Кавказа, в особенности после войны в Грузии в 2008 году. Влияние США в регионе ограничено. Несмотря на добрую волю, маловероятно, что США способны сделать больше относительно урегулирования конфликта, в независимости от того, кто находится на посту президента.
- На Ваш взгляд, что переизбрание Обамы принесет американо-азербайджанским отношениям в последующие четыре года?
- Грядут кадровые изменения, так как Хилари Клинтон уже заявляла, что не намерена оставаться на посту госсекретаря на второй срок. На эту позицию предложен целый ряд лиц, среди них и председатель сенатского комитета по международным делам [проармянски настроенный политик] Джон Керри.
То, как будут развиваться дальнейшие отношения между США и Азербайджаном, в определенной мере будет зависеть от обеих сторон.
Многое будет зависеть от того, насколько азербайджанская сторона сможет правильно преподнести значимые вопросы южно-кавказского региона ведущим политическим лицам Америки, в первую очередь тем, кто занимает руководящие посты в Комитете по внешним связям Палаты представителей.
Тут важно, чтобы в новом высшем руководстве США осознавали непосредственную связь между ситуацией на Южном Кавказе и безопасностью США, а также всей Европы.
- Считаете ли Вы, что Обама продолжит достаточно мягкую политику в отношении иранской ядерной программы?
- Не думаю, что подход Обамы к иранскому вопросу можно назвать «мягким». Санкции, введенные при Обаме, были гораздо более серьезными, чем при администрации Буша.
Риторика нынешней администрации в отношении Ирана может показаться более мягкой, но это совсем не значит, что США исключают вероятность военных действий. Нельзя забывать, что военные действия могут привести к непредвиденным последствиям, и потому необходимо тщательно взвесить все риски.
Маловероятно, что статус-кво сохранится надолго, поэтому в интересах всех сторон не упустить шанс и начать серьезные переговоры. Важно задуматься о том, какой урон могут нанести военные действия [против Ирана] стабильности на всем Ближнем Востоке и мировой экономике в целом.
Елена Остапенко
(фото: Тренд)