«Ненужные» дети проституток и алкоголиков. Есть ли у них надежда? – ФОТО
Мы видим их почти каждый день. Это дети, просящие милостыню, пытающиеся протереть стекла машин, стоя на дороге, это мальчики, жадно вынюхивающие клей из пакетов.
И это только видимая сторона медали. С другой – девочки, которых принуждают к занятию проституцией, «ненужные» малыши из семей алкоголиков, наркоманов, проституток, психически больных и просто безответственных родителей.
Дети, которым некуда податься и неоткуда ждать защиты…
Реинтеграционный центр для беспризорных детей при НПО «Союз детей Азербайджана» под руководством Кямали Агазаде был основан в 2007 году.
Этот центр изначально был открыт как приют дневного пребывания для беспризорных детей, куда они могли обратиться за помощью врачей, юристов и психологов, и где могли проводить свой досуг. Но практика показала - детям нужны постоянные убежища.
Сегодня этот приют - убежище для беспризорных малышей и взрослых, ставших жертвами бытового насилия и торговли людьми.
Несмотря на нелегкие судьбы обитателей приюта, здесь царит атмосфера любви и уюта. Словно в большой семье каждый занимается своим делом, малыши развлекаются, те, что постарше – на качелях, малыши - на ходунках.
Старшие не забывают присматривать за младшими, а взрослые, живущие здесь, – за всеми сразу.
Фото 1
Жизненных историй, пропитанных болью и ужасом, работники приюта могут рассказать великое множество…
Маленькую Сяму здесь ласково зовут Бюльбюль (соловей).
Потому что, когда малышку этим летом привезли в шелтер, она безостановочно плакала.
Девочке год и 8 месяцев, но выглядит она младше своего возраста.
«Она весила всего пять килограммов, когда поступила к нам. Была ужасно истощена. Теперь вот все время ест. А в промежутках между приемами пищи всегда просит хлеба, все никак не наестся», - рассказывает заместитель директора Реинтеграционного центра для беспризорных детей при НПО «Союз детей Азербайджана» Аида Алиева.
Старшие дети сейчас в школе. Во дворе играют лишь малыши. И только один мальчик, хромая, подходит к нам. Зовут его Мишей. У него ампутированы пальцы на обеих ногах, но парень уже встает со своей инвалидной коляски.
В этом году Миша Иванишин должен был пойти в 3-й класс. Но не вышло. Потому что у него нет документов. В настоящий момент работники шелтера пытаются добиться того, чтобы мальчику прислали документы из России.
Да, его мама приехала с нам из России. Здесь у нее родился второй ребенок.
«Мама и отчим сильно пили, отчим меня все время бил. Он не пускал меня в школу. Я смотрел за маленьким братиком. Его зовут Руслан, ему два года и пять месяцев. Я так по нему скучаю, очень хочу увидеть брата, и чтобы он остался здесь со мной», - делится со мной Миша.
Его работники приюта нашли в больнице. К ним анонимно обратился «доброжелатель», попросивший не позволить мальчику вернуться домой, потому что с ним ужасно обращались.
Мальчик поступил в больницу с гангреной.
«Отчим выгнал из дома зимой. Чтобы не замерзнуть, я отсиживался в подвале три дня. Вылезти боялся. И обморозил ноги», - рассказывает Миша.
Четыре месяца мальчик не мог встать. Вторую операцию – по пересадке кожи – провели 25 августа. Попав в приют, у Миши появилась надежда, что больше в его жизни не будет ни побоев, ни издевательств.
«Когда я вырасту, хочу стать прокурором. Чтобы наказывать плохих людей за то, что они делают», - говорит мальчик.
Он внимательно рассматривает мой фотоаппарат и просит разрешения сделать фото. Я даю ему краткие инструкции, и все остальные фотографии в этом материале делает он.
Эта малышка стала камнем преткновения между своей матерью и отцом.
Отец категорически не хотел девочку и требовал, чтобы жена избавилась от ребенка, сдав ее в интернат. Иначе грозил убить как ребенка, так и саму женщину. Так 23-летняя женщина оказалась на улице.
Женщину, «осмелившуюся» родить девочку, обвинили в обмане.
«Девочки приносят несчастье», - вынес «вердикт» ее муж, после чего избил несчастную женщину. Она пыталась вернуться в дом своего отца, но и там «позора» не потерпели. Отец сказал: «Я не могу растить этого ребенка. Верни ее отцу, только тогда я смогу приютить тебя».
Она умоляла своего мужа принять ее с дочерью, говорила, что согласна на все, но он отказал.
В приют молодую женщину с ребенком привезли полицейские, когда она в отчаянии сообщила им, что ей некуда идти.
В Реинтеграционном центре при НПО «Союз детей Азербайджана» сейчас живут 14 детей, 7 женщин и один мужчина – жертва торговли людьми.
Взрослые просят не фотографировать их, и мы соглашаемся, понимая, с чем это связано. Им еще здесь жить, и не хочется, чтобы кто-то тыкал в них пальцем, узнав на улице.
Круглых сирот в приюте нет. У каждого малыша есть один, а иногда и два родителя. Место пребывания детей от родителей не скрывают, они могут их навещать. Только вот встречи детей с родителями нередко сопровождаются нервными срывами у малышей, которые боятся, что их заберут из шелтера.
История Дафу – единственного мужчины в приюте – не менее трагична.
«Узнав о том, что Дафу находится в стране нелегально, один человек решил… взять его в рабство. Целых семь лет парень работал в его парнике», - рассказывает А.Алиева.
Тот человек оказался полицейским, его лишили свободы сроком на 14 лет. А вот Дафу пока живет в приюте, ожидая, когда же из Китая пришлют документы, чтобы он мог вернуться домой.
«Он очень нам помогает. И по магазинам ходит, и за детьми присматривает. Просто золотой парень», - говорит А.Алиева.
Счастливые и гордые школьники вернулись домой. Они охотно позируют на фото, им нравится то, как они выглядят в школьной форме.
А мы проходим в дом, чтобы посмотреть, как живут обитатели приюта.
Для такого количества постояльцев места тут, конечно, маловато. Если учесть, что ни малышам, ни жертвам домашнего насилия и торговли людьми в приюте не отказывают никогда, нередко приходится пользоваться раскладушками, а иногда стелить постель прямо на полу.
Как показывает практика, в зимнее время число постояльцев увеличится вдвое.
Это спальни.
А вот – самый младший обитатель приюта.
Кладовка с запасами провизии.
Лестница на второй этаж. Миша просит Аиду ханум попозировать.
Хлеб тут пекут сами.
Этим малышам здесь каждый взрослый – родитель. Искупает, накормит, воспитает.
У каждого малыша и взрослого здесь непростая судьба. Каждый – жертва побоев и насилия, со сломанной психикой и проблемами со здоровьем.
Сегодня они выживают лишь благодаря помощи неравнодушных людей. Собирают одежду, кто-то привозит продукты, кто-то помогает деньгами. У шелтера нет крупных спонсоров, даже дом этот они снимают. Его аренда обходится в 1 тыс. манатов – хозяин делает скидку, зная, кто в нем живет. А еще – коммунальные услуги выливаются в ощутимую сумму.
И каждый месяц обитатели этого убежища молятся о том, чтобы удалось собрать необходимую сумму, ведь иначе все они окажутся на улице.
Кризис бьет по всем. А больше всех – по ним, самым незащищенным. По малышам и женщинам, чьим жизням грозит опасность.
«Нам бы участок, как-нибудь отстроили бы приют. Страшно думать о том, что будет со всеми ними, если мы не сможем собрать необходимую сумму», - говорит А.Алиева.
Построить приют для них, и без того обездоленных – благое дело. И памятуя историю с семьей, живущей на кладбище, которой в короткий срок собрали деньги на дом, я обращаюсь к нашим читателям, ко всем, кто прочитает эти строки: Давайте поможем им собрать эту сумму.
Мы не оставляем тут банковских счетов, только контактный номер для связи с заместителем директора Реинтеграционного центра для беспризорных детей при НПО «Союз детей Азербайджана» Аиды Алиевой - (050) 227-66-00.
Не оставайтесь равнодушными, они будут рады любой помощи!
Лейла Лейсан
Фото: Михаил Иванишин