Последняя надежда Армении: иллюзии и некомпетентность Карена Карапетяна | 1news.az | Новости
Точка зрения

Последняя надежда Армении: иллюзии и некомпетентность Карена Карапетяна

12:50 - 22 / 06 / 2017
Последняя надежда Армении: иллюзии и некомпетентность Карена Карапетяна

Сказочники в армянском руководстве продолжают не на шутку удивлять.

По силе фантазий и питаемых ими иллюзий относительно своего будущего они, не побоимся такой оценки, не знают себе равных.

Ныне в роли сказочника отличился премьер-министр Армении Карен Карапетян, который заявил: «83% границ Армении закрыты, но мы можем развивать страну».

Такое короткое и при этом емкое, казалось бы, предложение содержит в себе две взаимоисключающие части.

В условиях почти полностью закрытых границ, не имея природных ресурсов, постепенно лишаясь даже человеческого ресурса, убывающего в поисках лучшей жизни за рубеж, говорить о возможности развития страны – это, по меньшей мере, утопия или очередная попытка вновь замылить глаза собственной общественности.

Конечно, мировая практика знает случаи, когда государства, находившиеся в недружелюбном окружении, умело мобилизуя ресурсы, достигали в итоге поставленных целей и занимали свое достойное место среди благополучных стран мира. Чего стоит опыт одного Израиля. Но Армения не такова, как бы ей ни хотелось быть похожей на это государство. Ведь армянское руководство, вместо того чтобы мобилизовать поступающие из-за рубежа денежные ресурсы для обеспечения дальнейшего развития страны, больше занимается их присвоением в особо крупных размерах, лишая будущие поколения соплеменников перспективы жить в благополучной стране. И если Ереван упустил возможность развития страны во времена более благоприятной экономической конъюнктуры, то о каком развитии можно говорить сейчас, когда даже ближайший союзник и донор Армении – Россия – уже повязана многочисленными санкциями и сама с вынуждена бороться с экономическими сложностями.

С этим вопросом 1news.az обратился к директору Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджана Фархаду Мамедову.

- Фархад муаллим, так о каком развитии страны при ее практической блокаде говорит Карапетян, на ваш взгляд? На что, на какие ресурсы может рассчитывать Армения?

- Как говорили арабские историки, география – это судьба, это - детерминация, которую невозможно изменить. И если государство не может использовать все возможности своей географии, то оно обречено на банкротство. У Армении 280 километров - протяженность границы с Турцией, 930 километров – с Азербайджаном, и обе эти границы закрыты. Причем, эти два государства расположены на западе и на востоке соответственно. Если учитывать тот фактор, что исторически, еще со времен Шелкового пути, этот регион развивался исключительно в векторе Запад-Восток, то мы можем прийти к выводу, что Армения идет против своих собственных интересов, зиждущихся на ее географическом расположении. У них открыты только на севере 196 километров границы с Грузией и 42 километра на юге с Ираном. Но нет исторически сложившихся традиций ведения дел в формате Север-Юг плюс отсутствие необходимой инфраструктуры для этого, то есть, нет ни железной дороги, ни нормальных автодорог. И за 25 лет независимости Армения так и не смогла создать альтернативные транспортные маршруты.

Карапетян в своем заявлении также указывает, что Армения подвержена воздействиям мировых экономических процессов. Все государства в мире подвержены этим угрозам, но каждое должно быть готово к ним, к сложившейся ситуации, у каждой страны должны быть какие-то альтернативные пути. А уязвимость экономики Армении заключается  в том, что у нее всего лишь одна автодорога через Грузию, и если там происходят какие-то стихийные бедствия, то эта дорога закрывается, и все останавливается. Вспомним тот же российско-грузинский конфликт 2008 года, вследствие чего эта дорога несколько недель была закрыта.

То есть мы приходим к тому, что руководство Армении, понимая свое ущербное положение, свою уязвимость, продолжает с упорством, достойным лучшего применения, кормить свое общество пустыми обещаниями. И Карен Карапетян в этом отношении не отличается от своих предшественников. Во-первых, он так и не смог привлечь инвестиции в страну. В результате внутриполитической борьбы уже практически ясно, что Карапетяна в следующем году оставят в стороне. В него уже не верят лидеры армянской диаспоры в России в лице Самвела Карапетяна, Рубена Варданяна и Ары Абрамяна, соответственно, и обещанных инвестиций нет. Карен Карапетян говорит о необходимости обратиться к ресурсам диаспоры, но армянская диаспора тоже уже понимает, что в течение 20 лет правительство США оказало безвозмездную помощь Армении в размере 2 млрд долларов, а по разным подсчетам, армянской диаспорой США и стран Европы в Армению было вложено порядка 4-4,5 млрд долларов. Что получилось в итоге – мы хорошо видим. Нет результатов. Потому что невозможно развиваться в таких условиях.

Недавно состоялось очередное заседание крупнейшего армянского фонда «Хаястан», и мы увидели, что в его составе уже не представлены крупные армянские семьи и фонды поддержки из США и Европы, которые раньше обычно участвовали. Потому что «Хаястан» тоже дискредитировал себя в глазах армянской диаспоры США и Европы. Этот фонд уже несколько лет собирает деньги для водоснабжения оккупированной Шуши, но эти деньги, конечно же, проедаются, а Шуша до сих пор остается без воды.

Последние надежды армян были связаны с Кареном Карапетяном. Они надеялись, что он привнесет новые идеи в повестку дня. Мы же видим, что в нынешних условиях даже нобелевский лауреат не смог бы помочь Армении достичь какого-то прогресса в экономике. Ни ресурсы диаспоры, ни поддержка извне не могут помочь Армении, потому что главные соседи этой страны закрыли границы с ней по причине оккупации азербайджанских земель. Только достижение согласия с Азербайджаном, а в дальнейшем и с Турцией может создать условия для развития Армении.

- До последних парламентских выборов в Армении позиции Карапетяна были довольно прочными, и он рассматривался как реальный претендент на пост нового премьера, который после вступления в силу конституционных поправок сосредоточит в своих руках всю полноту власти. Впоследствии в результате внутривластной борьбы и по указанным вами причинам актуальность Карапетяна практически сошла на нет, и, как выясняется, на премьерское кресло теперь также метит действующий президент Армении Серж Саргсян. Несмотря на это, Карапетян, выступая в парламенте, затрагивает тему Карабаха, хотя этот вопрос не совсем в его компетенции. Свидетельствует ли это о сохранении у Карапетяна прежних амбиций оставаться на посту премьера?

- У Карапетяна, конечно, есть желание остаться на этом посту, и, в принципе, он иногда делает соответствующие заявления. Но последние процессы показывают, что Серж Саргсян хочет оставить эту позицию за собой и дальше руководить Арменией. В этом плане у Карапетяна практически не остается шансов, потому что Республиканская партия Армении создала коалицию с дашнаками, которые не очень хорошо относятся к Карапетяну.

Так что, в будущем они будут голосовать за Сержа Саргсяна или за кандидатуру, которую поддерживает Саргсян. Другими словами, сейчас можно сказать, что в Армении есть два сценария развития событий в следующем году: либо Серж Саргсян будет премьер-министром – для этого, в принципе, у него есть все основания и ресурсы, либо же будет применен грузинский сценарий, то есть Серж Саргсян остается лидером правящей партии, назначая своего человека – в данном случае министра обороны Вигена Саркисяна - премьер-министром, и становится теневым руководителем государства, то есть через партию и парламент влияет на политические процессы в стране, принимает решения на государственном уровне. 

- Карапетян в своем выступлении, говоря на карабахскую тему, подчеркнул, что «необходимо стать сильными, чтобы другая сторона переговоров говорила тем языком, который мы ожидаем». Как вы считаете, способна Армения стать сильной?

- Карапетян некомпетентен в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. Он вообще мало выступает по внешнеполитической повестке дня. Поэтому придавать значение этим словам не стоит. Практически, то же самое говорят и другие руководители Армении, хотя основными участниками переговоров по этому процессу являются президенты и главы МИД двух стран.

- И все же, насколько Армения способна удерживать паритет с Азербайджаном в военном плане?

- Нет объективных оснований утверждать, что Армения способна удерживать паритет. Государственный долг Армении приближается к отметке 75% от ВВП, плюс испытываемые ею демографические проблемы (кстати, в этом году они признали факт оттока населения в 30 тысяч человек). Это все показывает, что ни населением, ни экономическим потенциалом, ни другими какими-то элементами Армения не может сформировать паритет с Азербайджаном. Поэтому здесь всегда обрисовывается внешний фактор, например, передача ракетных комплексов «Искандер». Можно обратить внимание на то, что в риторике армянского руководства очень часто используется именно этот фактор, а не другие элементы, такие как стойкость вооруженных сил или что-то в этом роде. То есть метод шантажа переходит исключительно на эти ракетные комплексы, что они смогут достичь каких-то стратегически важных инфраструктурных объектов Азербайджана.

Ялчин Алиев

Поделиться:
7709

Последние новости

Все новости

1news TV