Игумен Алексий: несправедливость решения 1836 года повлекла упразднение аппарата Албанской церкви и ее арменизацию - ФОТО
Его Высокопреподобие Игумен Алексий (Никоноров) в интервью First News Media (1news.az) подробно ответил на вопросы об истоках христианства на Южном Кавказе.
Отец Алексий – автор известной книги «Христианство в Кавказской Албании» (2004 год), в которой он разоблачает армянский миф о том, что именно с армян якобы началась история этой религии на Кавказе.
- Как известно, в христианской традиции первые проповедники новой религии на Южном Кавказе (миссионеры) появились еще в I веке, в том числе и в Кавказской Албании. Что известно об истории появления одной из древнейших церквей в этом регионе?
- И в самом деле, Кавказ – один из регионов, в который проникла и распространилась Христианская религия в глубочайшей древности, а именно в то время, когда непосредственные свидетели жизни и проповеди Иисуса Христа – апостолы – отправились в разные концы тогдашнего цивилизованного мира с целью распространить евангельское учение. Апостолы Варфоломей, Фаддей и Симон Кананит трудились над основанием первых христианских общин в Кавказском регионе.
Кавказская Албания, как государство занимавшее определенное место в международных документах того времени, не могла остаться вне внимания христианских миссионеров. Кавказские племена и народы воспринимали, хоть и не без трудностей, учение о Вечной Жизни, об общении с Богом, о законах добра и правды, по которым должны жить люди.
К IV столетию в регионе формируется самостоятельная Албанская Церковь со своей иерархической структурой, административным аппаратом, религиозными центрами и образовательными учреждениями. В отличие от Грузинской и Армянской, церковь Кавказской Албании имела бóльшую независимость и свободу, обусловленные ее нахождением вне пределов Византийской империи.
И несмотря на то, что по причине исторических перипетий Албанская церковь была фактически уничтожена, тем не менее, она заслуживает самого внимательного изучения, ведь именно она играла наиважнейшую роль в формировании самосознания, в воспитании и образовании предков азербайджанского народа на протяжении многих веков.
- Переход Албанской Апостольской Автокефальной церкви в 1836 году под контроль Армянской церкви, согласно рескрипту Николая I, повлек за собой ряд сложных, порой драматических процессов. В первую очередь, арменизацию и деэтнитизацию албанского наследия в Карабахе. Как к этому относится Русская православная церковь?
- Для верного понимания, любое событие мы обязаны рассматривать в историческом и политическом контексте того времени, в которое оно произошло.
Еще в XVII столетии русский царь Петр I решил по протестантскому образцу подчинить Русскую Церковь власти монарха и фактически лишить ее самоуправления и возможности свободно принимать решения и распоряжаться имуществом. С этой целью он фактически обезглавил Церковь, упразднив должность патриарха и подчинив Синод епископов государственному чиновнику – обер-прокурору.
К началу XIX века, после присоединения Кавказа к Российской империи, возникла новая проблема – в составе империи оказались три автокефальные Церкви: Грузинская, Албанская и Армянская. Империя должна была решить этот вопрос: Грузинская была лишена автономии и присоединена к Российской, а Албанская (к тому времени исповедовавшая монофизитство) присоединена к Армянской. Так в 1836 году была совершена несправедливость, повлекшая за собой полное упразднение административного аппарата Албанской Церкви и последовательную арменизацию церковного института.
И если православная Грузия после 1917 года смогла восстановить и возродить свою автокефалию, то для обескровленной Албанской Церкви в преимущественно исламском окружении сделать то же самое не представлялось возможным.
Что оставалось в этот сложный период христианским потомкам Кавказской Албании? - только отожествлять себя с хозяйничающей на их землях армянской церковной институцией. Но даже и в этом вопросе они порой предпринимали настойчивое противодействие, зафиксированное в документах того периода.
- Территориальные притязания армян часто связаны с утверждением, что Карабах исторически был заселен их предками, однако, происхождение большинства христианских храмов в регионе указывает на обратное. Очевидно ли это для историков и теологов?
- Территория Южного Кавказа издревле была населена совершенно различными племенами, в том числе и армянами. Но армянское население никогда здесь не было доминирующим, тем более, что родина армян – не Кавказ, а Малая Азия. На Кавказе армяне являются пришлым элементом.
Массовое заселение армянами Кавказского региона происходило после Гянджинского договора между Россией и Персией в 1735 году, после Туркменчайского договора 1823 года и после известного исхода армян с территории Османской империи в начале ХХ века. Только после этих миграций армян на Кавказ, на землях бывших Нахичеванского ханства, Эриванского ханства, Карабахского ханства стали расселяться армяне, которые постепенно занимали храмы и монастыри, оставшиеся в наследство от Церкви Кавказской Албании, и со временем стали представлять их как свои собственные.
Но вне зависимости от того, молились в этих храмах армяне или нет, привлекались ли к строительным и реставрационным работам армяне или нет, изменяли ли надписи, барельефы, фрески или нет – все эти христианские монументы находятся на территории Азербайджана – политического приемника древней Кавказской Албании. Они являются историческим наследием Азербайджана, культурным достоянием народа Азербайджана. И никаких иных толкований данное очевидное обстоятельство не допускает.
- Многие исследователи считают, что Азербайджан является правопреемником Кавказской Албании. Можно ли говорить, что удины и другие народы Азербайджана – прямые потомки албанских христиан?
- Я постоянно наблюдаю как в средствах массовой информации наши западные соседи по Южному Кавказу пытаются навязать мнение о том, что азербайджанцы – это кочевники, появившиеся на этой земле около ста лет тому назад, а Азербайджан – это государство, образовавшееся на карте исключительно благодаря Советскому правительству. Но такая постановка вопроса не выдерживает никакой критики и рассчитана на низко-интеллектуальную аудиторию.
Азербайджанский этнос формировался в Кавказском регионе на протяжении трех тысячелетий. И в его основе лежит сугубо кавказский элемент – племена, которые жили здесь с доисторических времен, племена, которые образовали политическую конфедерацию, сформировавшую государство Кавказской Албании.
Редко, когда древние небольшие государства оказывались вне влияния и политической зависимости от соседствующих с ними империй. Империя, игравшая ведущую роль в Кавказском регионе на протяжении долгих столетий – это Персия-Иран. Именно персы оказали влияние на второй этап формирования азербайджанского этноса, и именно они впервые стали называть данный регион Атурпатаканом-Азербайджаном.
В период позднего Средневековья происходит третий этап этногенеза азербайджанского народа, когда к кавказскому и персидскому элементам примешивается в частности элемент тюркский. Т.е. азербайджанцы – тюрки настолько, насколько они и персы, и кавказские автохтоны.
Учитывая эти исторические факторы, мы понимаем, что наследником Кавказской Албании, ее истории, ее культуры является прежде всего азербайджанский народ. Не отдельные народности, проживающие на Кавказе, а именно азербайджанцы. В то время как носителями древних кавказских языковых традиций являются и лезгины, и талыши, и удины, и цахуры, и аварцы...
Христианскую религиозную традицию удалось сохранить лишь удинам. Это совсем не означает, что мы вправе христианские монументы Карабаха называть удинскими – напротив, эти монументы – азербайджанские.
- Недавно российские деятели культуры направили письмо в ЮНЕСКО, где выразили свои опасения, что культурное наследие Карабаха может ожидать та же участь, что и сирийскую Пальмиру. Как вы можете это прокомментировать?
- Культурное наследие любого народа – это прежде всего то ценнейшее достояние, которое обеспечивает преемственность времен, ненавязчиво учит и воспитывает людей, раскрывает то самое прекрасное и глубинное, что есть у народа. Поэтому так важно уделять особое внимание сохранности исторических памятников. Кажется, в цивилизованном мире это все понимают. А Азербайджан в период своей новейшей истории демонстрирует эталонный пример бережного отношения к монументам истории и культуры, и не только к своим.
За минувшие 27 лет независимое Азербайджанское государство, невзирая на необходимость решения сложных политических, экономических, прочих проблем, уделяло особое внимание сохранению и тщательной, грамотной реставрации исторических монументов с привлечением профильных специалистов международного уровня. И это не только древние городища, крепости, сторожевые башни, ханские дворцы, мечети, но и христианские храмы, еврейские синагоги.
Первый вице-президент Азербайджана госпожа Мехрибан Алиева является послом доброй воли ЮНЕСКО. На средства Фонда Гейдара Алиева были отреставрированы древнейшие христианские катакомбы святых Марцеллина и Петра в Риме, продолжаются работы по реставрации древних христианских саркофагов комплекса базилики святого Себастьяна. Блестящие результаты этой работы я видел своими глазами.
Когда итальянские журналисты задали вопрос первой леди Азербайджана: «Почему Фонд из Азербайджана – государства с преимущественно мусульманским населением – финансирует реставрационные работы христианского наследия?», госпожа Алиева, в частности, отметила:
«Азербайджан является страной на рубеже Европы и Азии, Востока и Запада, и это географическое положение повлияло на глубокое разнообразие, которое характеризует нашу страну. Дружба и братство всегда сопровождали населяющие ее народы, и наше великое богатство заключается также в присутствии многих религиозных конфессий».
Если есть те, кто сомневается в намерениях и способности Азербайджана позаботиться о культурном наследии Карабаха, пусть приедут в Азербайджан, посетят города и села этой страны – и тогда все недоумения отпадут сами собой.
- Как известно, Албанская церковь фактически не существует на сегодняшний день, но большая часть удин крещены в православии. Есть ли предпосылки к тому, что удинская церковь может снова стать православной (а не монофизитской), как это было до VIII века?
- Автокефальная церковь Кавказской Албании сегодня не существует лишь как административно-каноническая единица, но истинная Церковь – это не формальная структура, а живая община верующих во Христа людей, стремящихся жить по Евангелию, объединенная иерархией и таинствами. В этом смысле любая православная Церковь является не столько наследницей национальных традиций, сколько традиций апостольской проповеди.
В Символе веры Церковь называют Соборной или Вселенской, что означает, что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом. И в этом смысле церковь Кавказской Албании не переставала существовать и не перестанет до тех пор, пока на этой земле будут жить христиане.
Выбор же той или иной местной христианской общиной монофизитского исповедания означало бы повторить историческое недоразумение, совершенное когда-то армянским народом, за которым не по доброй воле были принуждены иногда следовать и кавказские албаны.
- Во многом доказательная база албанского наследия в Азербайджане была собрана благодаря сотрудничеству представителей церковной исторической науки и светской науки. Каким вы видите будущее в области дальнейшего совместного исследования памятников Кавказской Албании?
- В Азербайджане немало опытных и серьезных ученых, которые занимаются изучением различных аспектов истории Кавказской Албании. Настоящим патриархом и бесспорным авторитетом в албанистике является действительный член-корреспондент Национальной Академии наук Азербайджана профессор Фарида Мамедова.
Благодаря ей это направление исторической науки, заложенное многими выдающимися учеными-предшественниками, не угасло, а нашло продолжателей в молодых, амбициозных, талантливых исследователях. Убежден, что у албанистики в Азербайджане должно быть большое и плодотворное будущее. И мне хотелось бы в это будущее внести и свою лепту.
1news.az